Новый эксклюзивный курс акварельной живописи "Прогулки по России"
Уникальный онлайн курс, на котором вы побываете на пленэрах по всей России не выходя из дома.

Зачем художнику знать анатомию

Демонстрируем на примере обыкновенной улыбки
Конечно, рисовать череп, кости и мышцы не так интересно, как писать натюрморты и портреты. И поверьте, немногие художники любят упражнения по анатомии. Ох, сколько студенческих слез было пролито над этой темой в художественных ВУЗах! Однако, если вы решительно настроены стать мастером, если вам хочется создавать качественные работы, никуда от анатомии не деться. Почему? Сейчас объясним.
Каждый понедельник в нашей группе «ВКонтакте» мы устраиваем так называемый художественный понедельник. Подписчики присылают любые работы, а преподаватели проекта «Художник ONLINE» разбирают их и дают советы. Каждый раз приходит очень много портретов: маслом, акварелью, пастелью, карандашом... И за полгода существования художественных понедельников только раз или два мы видели портреты, явно написанные грамотно, со знанием анатомии лица. Они колоссально отличаются от тех, которые пишутся по наитию.

Казалось бы: ну, зачем? Есть же фотографии, есть живые модели – друзья и родственники. Почему нужно заставлять себя и через «не хочу» рисовать всех этих зомби без кожи? Давайте разберемся на примере изображения улыбки.
Складки и морщинки
Человеческая улыбка – это не только приподнятые уголки рта и оголенные зубы. Если нарисовать лицо с такой улыбкой, оно будет походить на жутковатую маску. Когда мы улыбаемся, вокруг наших глаз образуются мелкие морщинки, а у рта возникают складки. Если изобразить их неверно, портрет будет подсознательно восприниматься зрителем как нечто неестественное, некомфортное (если, конечно, это реализм, а не другое направление).

Давайте проведем эксперимент. Нарисуйте улыбающегося человека «из головы». Да-да, прямо сейчас. Без фото и без модели. Можно даже схематично. Просто обозначьте направление губ и все морщинки.

А теперь проверим. Если вы не знакомы с анатомией человеческого лица, ваша улыбка выглядит примерно так: изогнутая книзу линия губ, и полукруглые складки в уголках рта. На самом же деле складки должны идти снаружи уголков губ, слегка вокруг них и спускаться к боковой стороне подбородка. Такое расположение обусловлено тем, что губы лежат в овальном щитке мышц, и морщинки формируются по внешней их стороне. Маленькие ремневидные мышцы, идущие вниз от скул, прикреплены к этому щитку за внешнюю сторону и вызывают морщинки при улыбке. Можно заметить, что в некоторых улыбках натяжение этих мышц заставляет уголки рта округляться.
Морщинки вокруг глаз
Художники, не знакомые с анатомией, изображая улыбающегося человека, зачастую рисуют так называемые «гусиные лапки» у глаз, но напрочь забывают о складках, которые образуются под глазами. Однако, зная устройство лицевых мышц, вы всегда будете помнить о том, что наши щеки приподнимаются во время смеха и образуют мягкие «холмики» под глазными впадинами. Если изобразить их неумело и слишком явно, получатся мешки под глазами. Зная анатомию, вы сможете грамотно передать освещенность в этих местах и сделать складки естественными.
Зубы
Очень часто мы встречаем портреты вот с такими улыбками:
Знакомо? Чувствуете, что в этом изображении улыбки что-то явно не так? А объяснить сможете?

Для человека, знающего анатомию , здесь нет никакого секрета. Во-первых, он помнит, что улыбка обнажает верхние зубы больше, чем нижние. Во-вторых, он знает, что оттянутые уголки рта образуют темные области в уголках губ, где зубы не прорисовываются. Ведь они не прижаты к губам по всей длине, а располагаются по дуге. И поэтому, чем глубже зуб, тем более он должен быть затемнен. То есть ярко освещенными должны оставаться только два верхних зуба.
Объем и текстура губ
Очень часто начинающие художники изображают улыбающихся людей с плоскими губами, совершенно оставляя без внимания тени. Но ведь наши губы имеют объем! Особенно заметным он должен быть в районе губного желобка и на нижней губе. Кстати, о бедном губном желобке забывают практически все художники, не знакомые с анатомией лица. Обидно за него даже.
Помимо объема у наших губ есть текстура – трещинки и морщинки. Без них губы выглядят неестественными. Если вы пишите крупный портрет, о них нельзя забывать.

Изучение анатомии может быть чрезвычайно интересным. Делайте небольшие наброски так часто, как только можете. Благо, сегодня в интернете можно найти огромное количество анатомических рисунков. А еще обязательно изучайте людей вокруг и…себя. Обычное зеркало может многое поведать вам об устройстве человеческого лица и тела. Главное – быть готовым слушать, смотреть и учиться.
Поделиться постом в соцсетях:
Made on
Tilda