пейзаж, написанный
словами

Винсент Ван Гог был не только ярким живописцем. Этот человек, всерьез готовившийся стать проповедником, обладал даром слова. Как, кстати, и многие его коллеги по цеху: читать Микеланджело, да Винчи, Коровина, Шагала, Рериха, Пикассо, Россетти, Дали или Репина так же интересно, как и рассматривать их работы.

В письмах друзьям и брату Ван Гог часто говорил о своих картинах, замыслах, работе. В этой статье мы собрали известные картины художника, описанные его же собственными словами.
Едоки картофеля
1885
Ван Гог писал об этой работе: «В ней я старался подчеркнуть, что эти люди, поедающие свой картофель при свете лампы, теми же руками, которые они протягивают к блюду, копали землю; таким образом, полотно говорит о тяжелом труде и о том, что персонажи честно заработали свою еду»
Закат в Монмажуре
1888
«Вчера, перед закатом, я был на каменистой вересковой пустоши, где растут маленькие кривые дубы; в глубине, на холме — руины; внизу, в долине — хлеба́. Весь ландшафт — во вкусе Монтичелли: предельно романтичен. Солнце бросало на кусты и землю ярко-жёлтые лучи — форменный золотой дождь. Каждая линия была прекрасна, весь пейзаж — очаровательно благороден. <…> Земля казалась лиловой, горизонт — голубым. Я принёс с пустоши этюд, он не идёт ни в какое сравнение с тем, что мне хотелось сделать…»
Спальня в Арле
1888
В 1888 году Ван Гог пишет брату: «Наконец-то посылаю небольшой набросок, который даст тебе хоть какое-то представление о ходе работы. Сегодня я снова взялся за неё. Глаза у меня ещё побаливают, но у меня уже родился новый замысел, и вот его набросок. Холст опять размером в 30. На этот раз попросту пишу собственную спальню. Вся штука здесь в колорите, упрощая который, я придаю предметам больше стиля, с тем, чтобы они наводили на мысль об отдыхе и сне вообще. Вид картины должен успокаивать мозг, вернее сказать, воображение. Стены — бледно-фиолетовые, пол — из красных плиток. Деревянная кровать и стулья — желтые, как свежее масло; простыня и подушки — лимонно-зеленые, очень светлые. Одеяло — ало-красное. Окно — зеленое. Умывальник — оранжевый, таз — голубой. Двери лиловые. Вот и все, что есть в этой комнате с закрытыми ставнями. Мебель — крупных размеров и всем своим видом выражает незыблемый покой. На стенах портреты, зеркало, полотенце и кое-что из одежды. Рамка — поскольку в картине нет белого — будет белой»
Желтый дом
1888
«В этом такая мощь — жёлтые дома, освещённые солнцем… Дом слева — розовый с зелёными ставнями, стоящий в тени дерева, а там — ресторан, куда я каждый день хожу есть. Мой приятель — почтальон — живёт в конце улицы, слева, между двумя железнодорожными мостами»
Звездная ночь над Роной
1888
«Включая небольшой эскиз на холсте — вкратце: звёздное небо, разрисованное ночью; и, разумеется, газовые рожки фонарей. Небо — аквамариновое, вода — ярко-синяя, земля — розовато-лиловая. Город — синий и фиолетовый. Сам газ светится жёлтым, а его отражение — ярко-золотое, плавно переходящее в зелёно-бронзовый. На аквамариновом поле неба Большая медведица сверкает зелёным и розовым, чья бледная скромность служит контрастом для грубого золотого фонарей. И две разноцветные фигуры влюблённых на переднем плане»
Красные виноградники в Арле
1888
В ноябре 1888 года Ван Гог писал брату: «Ах, почему тебя не было с нами в воскресенье! Мы видели совершенно красный виноградник — красный, как красное вино. Издали он казался жёлтым, над ним — зеленое небо, вокруг — фиолетовая после дождя земля, кое-где на ней — жёлтые отблески заката»
Бражник мертвая голова
1889
«У неё были удивительно тонкие цвета, чёрный, серый, нюансы оттенков белого цвета с таким красным отблеском, что иногда казалось оливково-зелёным; она очень крупная. Для того, чтобы её написать, мне пришлось её убить, что было очень жалко для такого красивого создания»
Портрет госпожи Трабюк
1889
«Поблекшее, усталое рябое лицо, цвет опаленного солнцем лица — оливковый. Выгоревшее чёрное платье, украшенное геранью деликатного розового оттенка, фон нейтральный, между розовым и зелёным»
Пейзаж в Овере после дождя
1890
«В последнее время я много и быстро работал. <…> Вчера под дождём я написал большой пейзаж — вид с высоты на поля, которые простираются настолько широко, насколько можно охватить взглядом. На них различные типы растений: тёмно-зелёное поле картофеля c сочной фиолетовой землёй, проглядывающей между ровными рядами побегов, поле люцерны с розовыми цветками и с маленькой фигурой жнеца, поле высокой зрелой травы c желтовато-коричневыми оттенками, затем пшеничные поля, тополя, а на горизонте — последняя линия голубых холмов, а также поезд, идущий вдоль их подножия и оставляющий за собой необъятный след в виде белого дыма на зелёном фоне. Светлая дорога пересекает полотно. На ней — небольшая повозка, а вдоль дороги стоят белые дома с ярко-красными крышами»



Не пропустите анонсы и новости проекта!
Made on
Tilda