ЛУчшие
КОМПОЗИЦИОННЫЕ
ПРИЕМЫ

Хорошая композиция - залог успеха будущей работы, и не важно, иллюстрация это, картина или фотография. Овладев композицией, вы научитесь выделять главное и управлять вниманием зрителя, поэтому рано или поздно любой художник приходит к пониманию важности ее изучения. На эту тему написано немало книг, например, в этой статье мы рассматривали три учебника по композиции. Но что нужно знать в первую очередь?

Возможно, вы уже что-то слышали о золотом сечении и правиле третей. В этой статье мы расскажем о нескольких композиционных приемах и о том, где какой лучше применить.

1. Центральное кадрирование
Фильмы
Уэса Андерсона
Самое простое, что можно придумать - это расположить главный объект по центру. Этот прием часто используется в кинематографе (посмотрите на подборку кадров из фильмов Уэса Андерсона) и подходит для портретов, натюрмортов, предметной съемки, архитектуры, в общем, для статичных и торжественных сюжетов.

Нужно ощущение устойчивости? Допустим, вы решили изобразить вазу с цветами или архитектуру? Располагайте по центру. Хотите показать кого-то или что-то в лучшем виде? Не важно, парадный это портрет или фото на документы - снова держитесь центра. Для усиления эффекта можно добавить симметрии в компоновке предметов и персонажей на всех изображаемых планах.

Отсюда следует обратное правило: хотите динамики? Избегайте симметрии! И чем больше вы ее будете избегать - тем больше движения и хаоса получите. Вот как это работает на практике:

Эрик Булатов
Олег Васильев
Thomas Hastings
2. Правило третей
Один из самых простых и популярных композиционных приемов состоит в делении листа на три части по вертикали и три части по горизонтали. Важные элементы должны находиться на пересечении линий - так получится максимально гармоничная для человеческого восприятия композиция.

Запомните, компонуя что-то по центру, вы довольно агрессивно притягиваете взгляд наблюдателя к объекту. И, если для портрета такое расположение подойдет отлично, то в пейзаже лучше воспользоваться правилом третей. Так вы оставите воздух и дадите зрителю свободу побродить по изображению.

3. Золотое сечение
Кацусика Хокусай
Большая волна в Канагаве
В ракушку золотого сечения отлично компонуются сложные сюжеты. Взгляд следует за кривой, постепенно захватывая все больше деталей и замедляясь. В свою очередь, это создает впечатление времени, картинка как бы ненадолго оживает для зрителя.

Прием любим иллюстраторами и художниками всех времен и народов.

4. Рамка
Найдите или придумайте естественную рамку и то, что окажется внутри нее, автоматически привлечет взгляд зрителя и сфокусирует его на объекте. В живописи или иллюстрации это может выглядеть так:

Антонис Ван Дейк
Конный портрет короля Карла I со шталмейстером Сен-Антуаном
Loish
Loish
5. Контраст
Жорд де Латур
Кающаяся Магдалина
Отличный способ выделить главное - сделать это с помощью контраста. Внимание зрителя привлечет либо самый светлый либо самый темный относительно окружающей среды участок.

Если вы посмотрите на картину Жоржа де Латура, то заметите сначала лицо Магдалины и горящую на столе свечу, и только потом начнете выхватывать из темноты остальные предметы и детали.
6. Направляющие
Мейндерт Хоббема
Аллея в Миддельхарнисе
Ведущие (направляющие, активные) линии помогают направить взгляд зрителя в нужную вам сторону. Дороги, перила, провода, деревья, позы - при желании, эти линии можно найти везде. Используйте прием там, где нужно показать динамику, движение.

Несколько слов о внимании
Человеческое зрение в процессе эволюции стало обладать рядом особенностей, которые вовсю используют художники, дизайнеры и иллюстраторы. Кто-то делает это интуитивно, кто-то - специально, но вот последовательность, в которой мы считываем элементы изображения:

1. Если на изображении есть текст, то взгляд устремляется сначала к нему (поэтому, например, не стоит делать слишком заметную подпись).
2. Затем человек реагирует на лица других людей (и морды животных), и даже две случайные черные точки на белом фоне наш мозг автоматически определит как глаза.
3. Движения.
4. Детали.

И еще кое-что
Чтобы научиться пользоваться всеми этими приемами, выделите время на каждый и поупражняйтесь. А потом начните их сочетать, но обязательно сперва анализируйте задачу и думайте о том, какого эффекта хотите добиться. Так, со временем, вы начнете делать действительно интересные работы, ведь композиция - это основа основ, куда важнее техники, которой новички в рисовании всегда уделяют больше внимания.


Не пропустите анонсы и новости проекта!
Made on
Tilda