Новый эксклюзивный курс акварельной живописи "Прогулки по России"
Уникальный онлайн курс, на котором вы побываете на пленэрах по всей России не выходя из дома.

Словарь художника

Термины, которые необходимо знать, чтобы говорить на одном языке с профессионалами
А

абрис (от нем. abriß - чертеж, контур) - линейные очертания изображаемой фигуры или предмета.

акцент - прием подчеркивания цветом, светом, линией или расположением в пространстве некоторой фигуры, лица, предмета, детали изображения, на которую нужно обратить особое внимание зрителя.

аэрограф - прибор для тонкого распыления краски сжатым воздухом при нанесении её на бумагу, ткань и др.

Б

багет (от фр. baguette, букв. палочка) - деревянная или пластиковая планка для изготовления рамок для картин и украшения стен.

В

валёр (от франц. valeur - ценность, достоинство) - оттенок тона, выражающий (в соотношении с др. оттенками) какое-либо количество света и тени.

вариант - авторское повторение произведения или его отдельных частей с некоторыми изменениями, внесенными в: композиционное или цветовое решение, жесты и позы изображенных людей, расстановку предметов.

вернисаж (от франц. vernissage, буквально - покрытие лаком) - торжественное открытие выставки, в котором участвуют специально приглашенные лица: художники, критики, люди, связанные с искусством и т.д.

Г

граттаж (от франц. grattage, от gratter - скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью по воску.

грунт (от нем. grund - основа) - тонкий слой специального состава, наносимый поверх основы с целью придать ее поверхности нужные художнику цветовые или фактурные свойства и ограничить чрезмерное впитывание связующего вещества.

Д

деформация - художественный прием, усиливающий выразительность образа, состоящий в изменении видимой формы изображения.

декоративность - совокупность художественных свойств, усиливающих эмоционально-выразительную и художественно-организующую роль изобразительного искусства.

диптих (от греч. diptychos - двойной, сложенный вдвое) - две картины, связанные единым замыслом.

детализация - тщательная проработка деталей изображения.

дублирование - в реставрации - укрепление поврежденной или обветшавшей основы живописного произведения наклеиванием ее на другую основу. Обычно дублирование применяется в области масляной живописи.

Ж

жанр (от франц. genre, от лат. genus - род, вид) - исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства.

жухлость - изменения в красочном слое, из-за которых часть поверхности картины или этюда делается матовой, теряет блеск и звучность красок.

К

карнация - живописные приемы многослойного наложения красок, применяемые при изображении кожи человека, его лица и других обнаженных частей тела.

колорит (от итал. colorito, от латинского color - цвет, окраска) - система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности.

коллаж (от французское collage, буквально - наклеивание) - технический приём в изобразительном искусстве, наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.

композиция (от латин. compositio - составление) - построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером. Композиция является важнейшим элементом художественной формы, придающим произведению единство и целостность.

контрапост (от итал. contrapposto - противоположность ) - прием изображения, при котором положение одной части тела контрастно противопоставлено положению другой части.

корпусное письмо - технический прием в живописи; работа масляными, темперными и другими красками, накладываемыми уплотненным, непрозрачным слоем.

коропластика - изготовление женских фигурок из обожженной глины, воска, гипса и пр.

кракелюр (от франц. craquelure - мелкая трещина) - трещина красочного слоя в произведениях живописи.

кракле (от франц. craquele) - сеть тонких трещинок на глазурованной поверхности керамических изделий, созданная для декоративного эффекта.

Л

лессировка (от нем. lasierung - покрытие глазурью) - прием живописной техники, состоящей в нанесении очень тонких слоев прозрачных и полупрозрачных красок поверх высохшего красочного слоя.

люстр - тонкая прозрачная пленка, наносимая на глазурованную поверхность фарфоровых и фаянсовых изделий для придания им после обжига радужного металлического блеска.

М

мастихин (с итал. mestichino - шпатель) - инструмент из гибкой стали в виде ножа или лопатки. Мастихин применяется художниками для очистки палитры или для частичного удаления незасохшей краски с картины. Также мастихин используется вместо кисти для нанесения краски ровным слоем или рельефным мазком на картину.

миниатюра - произведение изобразительного искусства, отличающееся небольшими размерами и тонкостью художественных приемов.

моделировка (от франц. modeler - лепить) - передача рельефа, формы изображаемых предметов и фигур в условиях того или иного освещения. В рисунке моделировка осуществляется светотенью с учетом перспективного изменения форм.

мольберт (от нем. не употребляемого более malbrett - полка для живописи) - деревянный или металлический станок для живописи, на котором на различной высоте и с разными наклонами укрепляются подрамник с холстом, картон или доска.

монохромия (от греч. моно - один и chroma - цвет) - одноцветность произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры.

монументальная живопись - живопись на архитектурных сооружениях и других стационарных основаниях. Основные техники монументальной живописи - фреска, мозаика, витраж. Монументальная живопись - древнейший вид живописи, известен с палеолита (росписи в пещерах Альтамира, Ляско и др.). Благодаря долговечности, произведения монументальной живописи остались практически от всех культур.

муштабель (от нем. Maßstab) - деревянная палочка, с помощью которой поддерживается правая рука живописца при работе над мелкими деталями картины.

Н

набросок - произведение живописи, графики или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное художником.

нюанс (от франц. nuance - оттенок) - очень тонкий оттенок цвета или очень легкий переход от света к тени.

О

обскура (от лат. obscurans - темный) - известная со средних веков темная камера с одним миниатюрным отверстием. Камера-обскура способна проецировать на стену перевернутое уменьшенное изображение предметов, на которые направлено отверстие. Камера-обскура использовалась художниками 18 века при подготовке эскизов.

основа - холст, доска, фанера, картон, бумага, шелк и т.д., на который наносят грунт и красочный слой живописи.

П

палитра (от франц. palette) - 1) небольшая тонкая деревянная доска для смешения красок; 2) характер цветовых сочетаний, типичных для данной картины, для произведений данного художника или художественной школы.

панно (от фр. panneau - плоскость, от лат. pannus - кусок ткани) - 1) часть стены, выделенная обрамлением (лепной рамой, лентой орнамента и т. п.) и заполненная живописным или скульптурным изображением; 2) картины больших размеров на холсте, заполняющая пространство (обычно в простенках).

панорама (от греч. pan - всё и horama - зрелище) - 1) синтетический вид искусства, рассчитанный на создание зрительной иллюзии, эффекта присутствия при изображенном событии; 2) круговая лента-картина и расположенный перед ней предметный план.

паспарту (от франц. passe-partout) - картонная рамка для рисунка, гравюры, фотографии, акварели или гравюры.

пастозность (от итал. pastoso - тестообразный) - качество красочного слоя, которое возникает благодаря неровному нанесению на грунт густой пасты-краски.

перспектива (от франц. perspective, от лат. perspicio - ясно вижу) - система изображения объемных тел на плоскости, передающая их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве, в том числе удаленность от наблюдателя.

пинакотека (от греч. pinax - картина и theke - вместилище) - собрание произведений живописи, картинная галерея.

пинакс (от греч. pinax - картина) - древнегреческая станковая живопись на досках.

пластические искусства - виды искусства, произведения которых: существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь во времени; имеют предметный характер; выполняются путем обработки вещественного материала; воспринимаются зрителями непосредственно и визуально.

пластичность (от греч. plastikos - податливый, пластичный) - качество, присущее скульптуре, художественная выразительность объёмной формы.

пленэр (от франц. plein air, буквально - открытый воздух) - 1) передача в картине всего богатства изменений цвета, обусловленных воздействием солнечного света и окружающей атмосферы; 2) живопись на открытом воздухе.

подмалевок - подготовительная стадия работы над картиной, выполняемой в технике многослойной масляной живописи.

подрамник - деревянный прямоугольный каркас, на который натягивается холст, на котором затем пишется картина. Законченная картина на подрамнике вставляется в багет.

полихромия (от греч. поли - много и chroa - цвет) - многоцветность (не менее 2 цветов) произведений декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры.

полутень - элемент светотени; градация светотени на поверхности предмета, занимающая промежуточное положение между светом и глубокой тенью.

поновления - неавторские прописки, закрывающие подлинную живопись в отдельных местах ее поверхности.

прием - отличительные черты художественного творчества, отражающие индивидуальность художника, его стиль.

профиль (от франц. profil, от итал. profile - очертание) - вид лица или предмета сбоку.

Р

размывка - техника работы кистью с обильным применением воды, дающая возможность достигать сложных и богатых живописных эффектов в рисунках сепией, тушью, акварелью и др.

ракурс (от франц. raccourci - сокращение, укорачивание) - перспективное сокращение изображенных предметов. Применяется для наиболее эффектной передачи движения и пространства.

растушевка - растирание на листе бумаги линий и штрихов, проведенных карандашом, сангиной, пастелью и т.д. Растушевка выполняется растушкой, резинкой, хлебным мякишем или пальцем.

растушка - короткая палочка из бумаги или замши с конусообразными концами для растирки штриха в пятно при рисовании пастелью и другими мягкими материалами.

реплика (от фр. replique - отпечаток, повторение) - авторская копия художественного произведения, отличающаяся от оригинала размерами или отдельными деталями изображения.

ретушь (от франц. retouche, от retoucher - подрисовывать, подправлять) - исправление изображений.

рефлекс (от лат. reflexus - обращенный, повёрнутый назад, отражённый) - в живописи (реже в графике) - отсвет цвета и света от какого-либо предмета, возникающий в тех случаях, когда на этот предмет падает отсвет от окружающих объектов (соседних предметов, неба и т.д.).

ритм - особенность композиционного построения произведений, представляющая собой чередование или повторение каких-либо частей. Ритм усиливает выразительность художественного образа.

розетка (от франц. rosette, буквально - розочка) - орнаментальный мотив в виде стилизованного распустившегося цветка (например, розы).
Другие тексты блога
Made on
Tilda