Одним из самых известных представителей неоэкспрессионизма был Жан-Мишель Баския. Его история одновременно и завораживает, и разбивает сердце. Сегодня мы расскажем о судьбе этого гениального художника через призму жанра, в котором он работал.
Неоэкспрессионизм
Неоэкспрессионизм (Neo-expressionism) появился в ХХ веке. Этому стилю живописи присущи яркие цвета, композиционная хаотичность, агрессивность и использование любых материалов, как средств выражения чистых, неподдельных эмоций. Неоэкспрессионизм зародился как противопоставление постмодернизму, критикуя его ироничную интеллектуальность и отвергая искусственную тягу к эстетике.
Поиск новых композиционных решений, идей и смыслов в сочетании с примитивистской манерой упрощения форм дал этому направлению мощный старт, эффект которого сохранялся десятилетие. За бешеной популярностью последовало быстрое падение интереса. Возможно, это было вызвано тем, что зрители устали от нарочитой эмоциональности и эпатажа жанра, который зачастую популяризировал эстетику безобразного.
Жан-Мишель Баския
Жан-Мишель Баския родился 22 декабря 1960 года. Мать Жана-Мишеля — Матильда Андрадес — с детства прививала сыну любовь к искусству, водила его по галереям и театрам. Отец — Джерард Баския — работал экономистом и полностью обеспечивал семью. В последствии, когда Жан-Мишель стал одной из самых значимых фигур в мире искусства, журналисты любили приписывать ему бедное детство в Гетто. Это было в корне неправдой, поэтому Баския так не любил общаться с прессой. В их выдумках он видел расизм: «Они все пишут о моем гетто-детстве. Для белых художников они почему-то детство не придумывают».
Свой творческий путь Баския начинал, как граффити-художник. После развода родителей он с сёстрами остался с отцом, но вскоре ушёл из дома и рисовал на каждом предмете, что попадался ему в руки, чтобы продать его и заработать на еду. В раннем творчестве художника чётко прослеживается тема смерти: скелеты, странные лица и другие мрачные образы, изображённые яркими красками. Эта тяга объясняется тем, что будучи ребёнком, Жан-Мишель попал в серьёзную аварию. Пока он лежал в больнице, мать принесла книгу «Анатомия Грея», чтобы хоть как-то занять мальчика и объяснить что произошло.
Дружба с Энди Уорхолом
Баския встретил Уорхола в ресторане в 1982 году и показал свои работы. Это знакомство стало судьбоносным и вылилось в годы дружбы вплоть до смерти Уорхола в 1987 году. Энди был очарован молодым художником и его талантом. Впоследствии они вместе написали множество совместных работ. Уорхол стал для Жана-Мишеля настоящим другом и ментором, который поспособствовал стремительному развитию его творческой карьеры.
Смерть лучшего друга в 1987 году оставила неизгладимый след в душе Жана-Мишеля. К тому времени, он уже употреблял тяжелые наркотики, а после потери близкого человека отдалился от всех, с кем общался, и стал постепенно увеличивать дозы. В 1988 году одна из них стала смертельной для художника, которому на тот момент было всего 27 лет.
Пик славы
Жан-Мишель Баския стал первым темнокожим художником, который выставлялся в галереях на Манхеттене. Его вклад в искусство и культуру неоценим. Те предметы, которые он расписывал в юности, чтобы заработать на еду, теперь раскупаются на аукционах за баснословные суммы.
Пик его популярности пришёлся на 80-е. Казалось, весь Нью-Йорк с замиранием сердца следил за его жизнью и ждал новых работ. И он пользовался славой, позволяя себе выгонять из мастерской покупателей, которые чем-то ему не понравились, набивая холодильник деликатесами, разбрасывая деньги из своего лимузина и работая над картинами в костюмах от Armani, которые стали узнаваемым элементом его стиля. Он играючи относился к деньгам и славе, и эта детская непосредственность лишь усиливала его обаяние.
Картины
В работах Баскии прослеживались боль и надрыв. Казалось, у него было всё, чём только можно мечтать. Но Жан-Мишель, словно играл в богатую лёгкую жизнь. Он чувствовал себя одиноким, часто страдал от панических атак и опасался того, что очень скоро о нём все забудут, а сегодняшняя слава — лишь короткий миг. После 1984 года он начал принимать наркотики, которые лишь усугубляли ситуацию.
Hollywood Africans (1982)
Hollywood Africans, 1982. На полотне Баския изобразил себя и двух друзей, которые приехали в Голливуд. Они не выглядят счастливыми, скорее — наоборот. Дело в том, что в 80-х часть общества с насмешками и недоверием относилась к темнокожим, тем более тем, кому удавалось добиться славы. На фоне написаны клише, которые рождаются в умах «успешных белых» при виде афроамериканцев.
Eyes and Eggs (1983)
Теме расизма посвящены многие его работы, к примеру, Eyes and Eggs (1983), где изображён изнурённый человек, который жарит яичницу с красными желтками. В этой картине таится метафора: герой работы — это сам художник, а желтки — его взгляд на мир. Он отдаёт все свои силы, чтобы поделиться своим видением мира и «угостить» этим зрителей.
«Автопортрет», 1984
«Автопортрет», 1984. На полотне Баския желал увековечить себя, как независимого художника. Особого внимания заслуживает лицо: то, что изображено на нём, сложно назвать улыбкой. Это больше похоже на оскал, адресованный обществу и прессе.
Культурное наследие
Фото: ТАСС/DPA/Johannes Schmitt-Tegge
Как мы уже говорили, вклад Жана-Мишеля Баскии в искусство неоценим. За 9 лет своей творческой карьеры он подарил миру множество работ, в которых неизменно прослеживаются неподдельная страсть, пронзительная эмоциональность и экспрессия. Баския скончался в 1988 году от передозировки героина. Но ему удалось избежать того, чего он так боялся — затмения. Его искусство и идеи живут в сердцах людей по сей день.
Вы можете зарегистрироваться в нашей бесплатной школе и получить доступ к большому числу бесплатных уроков!