Что получится в результате Материалы Шаг 1. Компоновка Шаг 2. Уточнение рисунка Шаг 3. Фон Шаг 4. Проработка фона Шаг 5. Мандарин на дальнем плане Шаг 6. Тени на кожуре Шаг 7. Кожура Шаг 8. Дольки Шаг 9. Вся левая половина мандарина Шаг 10. Левая долька на половинке справа Шаг 11. Вся правая половина мандарина Шаг 12. Оставшиеся части кожуры Шаг 13. Детали
На уроке Дарьи Куцаевой, художника-акварелиста, вы узнаете, как нарисовать мандарин, в полной мере передав его фактуру. Вам предстоит изобразить два фрукта: один – в кожуре, а другой – очищенный, с сочными дольками. Картину дополнит темный фон, контрастный к светлым мандаринам.
Что получится в результате:
Вам потребуется:
· акварельная бумага квадратного формата (хлопок плотностью 300 г/м2) · пластиковый планшет · набор акварельных красок · кисти: плоский синтетический флейц и тонкий колонок (оптимально – №3) · карандаш, ластик
Шаг 1. Компоновка
Начнем с карандашного наброска и закомпонуем мандарины на листе. Пусть тот, что очищен, будет чуть ниже другого, еще ниже расположите фрагмент кожуры. Ищите интересную композицию, например можно разместить часть кожуры за край листа. В дополнение к ней можно добавить еще один фрагмент в углу слева.
Шаг 2. Уточнение композиции
Наметив композицию, уточним рисунок. При этом центральный, основной в натюрморте мандарин, его переднюю дольку, можно увеличить в размерах. Обозначьте толщину кожуры, наметьте размеры светлых частей на дольках.
Чем лучше вы поэтапно проработаете рисунок, тем проще вам будет работать с цветом. Облегчите тон карандаша после того, как набросок будет готов.
Шаг 3. Фон
Смочим лист водой с обратной стороны широким синтетическим флейцем. Переверните лист обратно на лицевую сторону – он сразу как будто приклеится к планшету. Теперь перед вами встает довольно кропотливая задача – смочить фон, не заходя за контуры объектов композиции. Проходите по контуру аккуратно, работая ребром плоской кисти или круглой кистью поменьше.
Беличьей кистью среднего размера замешаем индатреновый синий, нейтральный тинт, индиго. Этим темным тоном густо кладем пигмент на лист. Варьируйте оттенки фона, чередуя синие, зеленоватые и серые. Можно работать попеременно двумя кистями, чтобы точнее обрисовывать контуры предметов.
Шаг 4. Проработка фона
Возьмем нейтральный тинт и в более темных частях фона уплотним на касаниях падающие тени от мандаринов. На переднем плане, наоборот, можно чуть высветлить тон, выдвинуть его вперед, убрав лишнюю краску сухой кистью. Вертикальными мазками выберите блики на плоскости стола.
Подсушите работу феном.
Шаг 5. Мандарин на дальнем плане
Возьмем золотистую, кадмий оранжевый, тициановую и, варьируя эти оттенки, сделаем основную заливку мандарина на дальнем плане. Контур не нарушается, потому что окружение (фон) уже высохло. Пройдемся светлым тоном и затем начнем лепить форму, показывая свет на предмете.
Тициановой уплотняем теневой участок, с мягкими касаниями к фону. В отдельных местах набираем тон кадмием оранжевым, добавляя живописность работе. Аккуратно прописываем светлые части долек на разломанном мандарине.
Сразу уплотним теневые зоны: тициановой с рубиновой и каплей нейтрального тинта возьмем темный тон в области тени, падающей от половинки. Делайте плавные переходы к светлым полутонам. Внизу мандарина, чтобы показать рефлекс от плоскости стола, можно взять даже индиго. Добавьте там фактуры с помощью темных точек на кожуре.
Перемешивайте краски друг с другом на листе, делая мягкие касания.
Шаг 6. Тени на кожуре
Кадмием оранжевым, возможно с тициановой и рубиновой, покроем силуэт кожуры. Сначала набираем достаточно темным тоном, даже с добавлением индиго и нейтрального тинта, с большим количеством рубиновой и тициановой в теневой части снизу. В зоне на свету, наоборот, пишем почти одним кадмием.
Для прожилок между дольками, находящихся в тени, берем более холодный сероватый тон.
Шаг 7. Кожура
Насыщенным рубиновым с оранжевым проходим по правой части кожуры, уводя в более яркий, желтоватый оттенок. Можно взять золотистую краску.
Далее от чистого золотистого оттенка переходим к более холодному розоватому, добавляя чуть кобальта. Рисуем им в нижней части справа. Где-то придаем фактуры, расставляя точки потемнее. По-мокрому они хорошо расплывутся в цвете кожуры. Таким же образом напишем кусок кожуры в левой стороне. В тенях добавляем больше холодных оттенков.
Шаг 8. Дольки
Более желтоватым оттенком, взяв кадмий желтый и чуть золотистой, от чистой воды (сначала добавляя на лист только воду) постепенно вводим желтый цвет в дольках. Где-то можно добавлять больше оранжевых и золотистых оттенков. Закрашиваем только те части, которые имеют цвет, оставляя белыми прожилки на дольках. Где-то дольки соединяем между собой, а где-то показываем эти белые деления.
Шаг 9. Вся левая половина мандарина
Записываем таким образом следующую дольку. В некоторых местах показывайте яркий оранжевый цвет мякоти. Размывайте водой переход от теневых участков к свету. Иногда обозначайте глубину прожилок.
На разломе мандарина, находящемся в тени, добавляем больше холодных оттенков с помощью кобальта. Показывайте округлую форму мандарина, набирая тон книзу, закручивая форму.
Шаг 10. Левая долька на половинке справа
Ярким цветом, золотистой с рубиновой, проходим по кожуре второй половины мандарина сверху. Далее более розоватыми оттенками, добавляя к золотистой больше рубиновой, обозначаем стыки кожуры и мякоти. Смачиваем центр левой половины мандарина водой для более мягких касаний и начинаем рисовать фактуру дольки.
Шаг 11. Вся правая половина мандарина
Желтым с оранжевым, добавляя грязноватого оттенка нейтрального тинта, рисуем центральную полость в мандарине, там, где сходятся дольки. Для теневых частей берем каплю кобальта. Мазки могут быть неровными, обозначающими фактуру.
Места, где просвечивают семечки, пишем с добавлением нейтрального тинта и кобальта.
Шаг 12. Оставшиеся части кожуры
Берем рубиновую, церулеум, чуть гасим их нейтральным тинтом и покрываем теневую часть кожуры справа. Сразу впустите яркий свет с помощью золотистой краски. Обозначьте неровную поверхность кожуры.
Холодным и светлым оттенком кобальта с кадмием оранжевым и рубиновой обозначаем падающие и собственные тени на кожуре слева. Показывайте фактуру и неровности, иногда более контрастно обозначая вкрапления на кожуре.
Шаг 13. Детали
Светлым тоном с большим количеством воды обобщим, размоем белые прожилки, чтобы снизить их контрастность.
Оливковой краской пройдемся по ветке на целом мандарине. Холодным кобальтом добавим детали на кожуре слева. Поверх долек чуть уплотним тон мякоти в некоторых местах, разделим ее сильнее на дольки.
Посмотрите на свою работу издалека и проанализируйте, где стоит обобщить, а где, наоборот, уточнить и детализировать.
Можно сделать набрызг темно-оранжевым тоном на целом мандарине и на кожуре справа, чтобы придать работе больше фактурности.
Надеемся, у вас получилось поработать по-мокрому, смочив только область фона, и нарисовать мандарины по-сухому, сделав акцент на фактуре его кожуры и мякоти.
А чтобы ваши навыки в акварельной живописи улучшались с каждой новой картиной, стоит пройти полный курс обучения ботаническим этюдам от Дарьи Куцаевой. На предмете сочных фруктов и нежных цветов вы узнаете, как проанализировать объект на референсе и детально, максимально точно передать его форму и характер на бумаге. Такая кропотливая и последовательная работа будет полезнее любых бесплатных уроков, найденных в сети, ведь она даст вам весь необходимый базис знаний, основанный на академической программе обучения для начинающих художников.