Что получится в результате Материалы Шаг 1. Компоновка Шаг 2. Уточнение рисунка Шаг 3. Заливка центральной части Шаг 4. Проработка центральной части Шаг 5. Тени по-сухому Шаг 6. Доработка правой стороны Шаг 7. Заливка нижних лепестков Шаг 8. Доработка нижних лепестков по-сухому Шаг 9. Заливка стеблей Шаг 10. Доработка стеблей по-сухому Шаг 11. Выделение контрастов
Мир растений удивителен и многообразен, а потому привлекает художников для создания быстрых зарисовок и этюдов с натуры. Впрочем, изобразить красоту цветка можно и не выходя из дома, используя лишь референс – и подсказки опытного педагога по акварельной живописи.
На мастер-классе Дарьи Куцаевой, художника-акварелиста, вы узнаете, как нарисовать ирис белого цвета на белой бумаге. Поискав в работе различные оттенки, вы увидите, что, на самом деле, белый цвет бывает очень разным. Кроме того, поработаем над фактурой и постараемся передать общий объем цветка.
Что получится в результате:
Вам потребуется:
· акварельная бумага квадратного формата (хлопок плотностью 300 г/м2) · пластиковый планшет · набор акварельных красок · кисти: плоский синтетический флейц и тонкий колонок (оптимально – №3) · карандаш, ластик
Шаг 1. Компоновка
Начнем с карандашного наброска и закомпонуем наш цветок в листе. Возьмите основной объем в центре формата, а ножку уведите немного вправо. Покажите красивые изгибы лепестков, более точно определите силуэты. В работе поэтапно идите от целого к частному, от большего к меньшему: сначала – основной объем цветка, затем – расположение каждого лепестка в отдельности.
Шаг 2. Уточнение рисунка
Уберите лишние линии рисунка и уточните все силуэты и формы. Старайтесь рисовать совсем легкими линиями, чтобы графит не помешал в работе со светлыми красками. По краям ириса есть складки и бахрома, и их необходимо отобразить в работе. Ищите этот неровный, интересный силуэт. На изгибах лепестков видны прожилки. Изобразите боковой, нераскрытый бутон снизу.
Тем не менее, поскольку здесь не стоит задачи работать в духе гиперреализма и передавать каждую малейшую деталь точь-в-точь с референсом, постарайтесь создать общее впечатление от цветка, уловить его характер и фактуру. Ботанический этюд пишется довольно быстро, поэтому уделяйте внимание наиболее важному в облике ириса. Облегчите рисунок ластиком или клячкой, снимая лишний тон.
Шаг 3. Заливка центральной части
Смочим лист водой с обратной стороны, используя плоский синтетический флейц. Затем перевернем рисунок – он сразу как будто приклеится к планшету – и смочим бумагу и с лицевой стороны. Подсушите середину, где вы нарисовали ирис, феном.
Картина выполняется без фона, и цветок будет читаться темным силуэтом на белом фоне. Сначала сделаем основные заливки: возьмем кобальт (можно ультрамарин), смешаем с рубиновой – получим холодный фиолетовый оттенок. Но этот холодный тон будет сочетаться в работе с теплыми охристыми цветами. Начнем раскрывать цвета именно с охры и обозначим ею бежевые прожилки на центральном листе. Сразу добавляем холодный цвет, прописывая им теневые участки. На крайнем лепестке слева можно взять теплый розоватый оттенок.
Это общая заливка, на которой впоследствии будем точнее лепить форму. Стремитесь к мягким касаниям теплых и холодных тонов в окраске одного лепестка.
Шаг 4. Проработка центральной части
Один колер для заливки лепестков должен быть холодным, а другой, с кобальтом и большим количеством рубиновой – более теплым. Взяв этот теплый оттенок, уплотним самые края лепестков сверху, а также бахрому снизу. Работаем над теневыми участками по-мокрому. В сердцевине добавляем немного желтовато-охристого оттенка.
Старайтесь варьировать в окраске лепестков теплые фиолетовые и розовые оттенки, холодные голубые тона. Тень расположится с правой стороны, где будут более насыщенные цвета. В самом низу можно добавить сиены жженой вместе с кобальтом или ультрамарином. В оттенок основной жилы внесем немного зеленоватого (оливкового) тона.
Шаг 5. Тени по-сухому
Немного подсушите лист и после этого поработайте по-сухому, уточняя касания. Возьмем кобальт с рубиновой, можно пригасить его сиеной жженой. Этим цветом прописываем детали и касания в верхних краях лепестков. Аккуратно введем нейтральный тинт в теневые участки. Более светлым тоном показываем небольшие переломы формы.
Внимательно изучайте форму ириса, обозначая собственные тени, полутона и свет на лепестках. В рефлексах можно добавлять более теплых оттенков (с сиеной жженой или охрой).
Шаг 6. Доработка правой стороны
Более холодным оттенком обозначаем тень на правой стороне цветка. Легким полутоном выделяем рельеф выпуклой жилы справа. В основание лепестка добавим чуть больше зеленого. Вводим свет и полутона, ища холодные оттенки из кобальта и рубиновой. А добавляя в этот замес сиены жженой, уплотняем теневые участки.
В целом этот этап представляет собой вторую, более жесткую заливку, по которой следующим лессировочным слоем мы прописываем все переломы формы уже по-сухому.
Шаг 7. Заливка нижних лепестков
Теплым охристым оттенком по-мокрому обозначаем свет сверху, на основаниях нижних лепестков. Ниже уходим в более холодный оттенок, добавляя кобальт. Уплотняйте тон на кончиках лепестков.
Голубым с охрой, довольно теплым оттенком прописываем прожилку на правом лепестке.
Сиеной жженой, кобальтом и рубиновой уплотняем складки на нем, делая мягкие касания. Подсушите феном.
Шаг 8. Доработка нижних лепестков по-сухому
Лепим форму нижних лепестков. По-сухому прописываем теневые части, делая плавные тоновые переходы. Выделяйте полутон и собственную тень в складках лепестков. Касание тени к свету в соседней складке должно быть жестким, а переход из тени в полутон на одной и той же складке – плавным, мягким. Так мы получим определенный ритм этих складок.
В теневой зоне, у основания цветка добавляем теплых оттенков с помощью охры и сиены жженой.
Шаг 9. Заливка стеблей
Темным голубым замесом, с добавлением желтых оттенков, закрываем цветоножку ириса. Уведите цвет в зеленоватый оттенок. Охрой с голубым пишем боковой бутон. В самом низу, на увядших лепестках используем умбру и сиену жженую. Пишите здесь более контрастно и насыщенно.
Шаг 10. Доработка стеблей по-сухому
Уточним теневые участки. Возьмем индатреновый синий вместе с желтым, наберем темный тон и усилим контраст на стеблях ближе к тени. Умброй уплотняем тени на увядших лепестках. Пишем по-сухому, выделяя фактуру, прожилки растения.
Шаг 11. Выделение контрастов
Более активно выделим прожилки в центральной части ириса. Подчеркнем теплый оттенок в окраске цветка, еще раз пройдясь тонкой кистью с охрой по основаниям нижних лепестков.
Уплотните тень на дальнем лепестке, спрятанном за другими.
Нежный белый ирис – лишь один из интересных сюжетов для начинающих художников, пробующих свои силы в ботанической иллюстрации. Применяя творческий подход и базу необходимых знаний по акварельной живописи, они способны изобразить любой объект растительного мира и передать его незамысловатую или, наоборот, диковинную красоту на бумаге.
Ни один бесплатный урок не даст столько полезных навыков, сколько включает полноценный курс от Дарьи Куцаевой «Ботанические этюды». Обучаясь по видео-урокам высокого качества, вы узнаете, как создавать реалистичные и очень живописные работы акварелью, используя все возможности этого удивительного материала.