Материалы Шаг 1. Композиция Шаг 2. Самые темные тени Шаг 3. Разбор теней Шаг 4. Свет и полутон на стогу Шаг 5. Стог сена Шаг 6. Окружение Шаг 7. Дальний план Шаг 8. Усиление главного
Несмотря на то, что графика ручкой или линерами не допускает ошибок и потому считается сложной техникой, она очень хорошо дисциплинирует. Для начинающих художников она полезна тем, что дает большие результаты в освоении рисунка в целом. Эта техника учит, во-первых, обдуманно применять все средства выразительности в графике (пятно, линию, штрих), а во-вторых, композиционно мыслить: выявлять главное и второстепенное, расставлять акценты. Это полезный навык, в том числе, при необходимости быстро создать набросок, когда вы ограничены во времени. На бесплатном уроке от Романа Круглова вы сможете потренироваться в графике и нарисовать стог сена черной гелевой ручкой или линером на белой бумаге. Это техника любит детали, и чем тщательнее вы поработаете на каждом этапе по видео, тем более убедительнее будет результат.
Материалы
любая белая гладкая бумага небольшого формата (вытянутый прямоугольник)
рисовальный уголь в бруске
ластик или формопласт
черная гелевая ручка или линеры 005, 01, 03
Шаг 1. Композиция
Наметим композицию простым карандашом. Отметим линию горизонта и объем стогов в формате. Определите их положение относительно друг друга. Не нажимайте на карандаш слишком сильно, чтобы в дальнейшем, при работе с линерами, графит не просвечивал сквозь этот материал. Идем от больших масс, без проработки каких-либо деталей. Не бойтесь рубить форму, подчеркивайте направление изменения всех плоскостей. Больше внимания обращайтесь на пропорции, стараясь перенести их правильно. Композиция создает первое впечатление у зрителя при взгляде на картину – уделите этому этапу максимум усидчивости и внимательности.
Шаг 2. Самые темные тени
Возьмем линер и наметим силуэт ближнего к нам стога. В этой технике стоит идти от части объекта к целому. Разберем по силуэту границу собственной тени, здесь возникает активная фактура. Обратите внимание, как при помощи равномерного очень плотного штриха, в одном направлении необходимо набирать пятно тени. В работе идем от темного к светлому, начиная с самой интенсивной тени. Работа строится за счет контрастов, с помощью которых мы сможем передать световоздушную перспективу: чем ближе к нам объект, тем он контрастнее, и наоборот. Также обозначим пятно падающей тени, нанося ее длинными штрихами в одном направлении. Ближе к краю формата пятно тени списывается на нет. Обозначьте собственные тени в центральной части осеннего стога. У каждой части стога есть свой объем, который мы покажем за счет света и тени. Все теневые участки набираем при помощи плотного штриха, которые впоследствии мы будем прорабатывать по тону более детально.
Шаг 3. Разбор теней
Начинаем работать на уплотнение тона, используя перекрестный штрих. Если сначала мы заложили тени однонаправленным штрихом, то теперь необходимо менять угол наклона штриха и чуть активнее нажимать на линер. Не забываем и про внешний силуэт: поэтапно уточняем и усиливаем его. Наибольший контраст придется на границу света и собственной тени объекта как на место перелома формы. Когда в тени сформировалось достаточно цельное пятно, внутри него можно поработать штрихом по форме: на референсе видно, как закрученный объем сена образует спираль на торце стога – ее мы и покажем с помощью штриха, накладывая его по направлению спирали. Собственные тени должны быть разными на своих границах: где-то они будут четче, а где-то уходить в область полутона. Постепенно уплотняем падающую тень. Наибольший акцент в тоне будет в основании тени, возле предмета, а затем будет ослабевать по мере удаления от стога. Также тень будет активнее у ее ближнего края, где будет виден светлый силуэт травы.
Шаг 4. Свет и полутон на стогу
Плавно переходим в область света и полутона. По-прежнему работаем штрихом по форме, но тонально этот этап будет значительно легче. Пятно света получится более дробным, более фактурным за счет использования более редкого штриха, тогда как тень становится более цельной. Работая на краях областей света, следите, чтобы не было жестких, «проволочных» контуров, которые создают как бы обводку предмета, лишая его объема и делая плоским. Линия меняет свой тон, толщину потому, что форма меняет свое направление, и сокращающиеся ее плоскости мы и передаем узкой линией. Со стороны тени линия будет более активной, со стороны света – более легкой. Короткими горизонтальными штрихами обозначим ритмы травы на поле вокруг. Кладем штрихи по диагонали.
Шаг 5. Стог сена
Аналогично разбираем стог сена с левой стороны, однако необходимо учитывать разницу в тоне. Этот стог находится в пространстве чуть дальше центрального, поэтому в тоне он должен быть решен чуть легче. По тому же принципу сначала закладываем общее пятно собственной тени, затем разбираем ее границу и ее тон внутри. Обозначаем падающую тень. По мере продвижения в работе убираем уже ненужные карандашные линии.
Шаг 6. Окружение
Вводим окружение вокруг левого стога. Эти диагонали травы на земле не должны быть одинаковыми – разыграйте их в разном направлении и разными по тону. Однако не забывайте, что это второстепенный момент в работе и он не должен принимать на себя слишком много внимания. По контрасту и проработанности он должен уступать стогам на переднем плане. Чтобы уложить эти полосы в пространстве и показать, что они идут по плоскости земли, уходящей вдаль, можно ближние их края выделить чуть активнее. На дальнем плане работайте легко, не нажимая на линер. Чтобы получить совсем светлый тон, все линии можно проводить с небольшим отрывом, как бы проскальзывая по бумаге. Чтобы передать воздушность пространства, его перспективу, необходимо не только облегчать тон дальнего плана, но и уменьшать его проработку по сравнению с передним.
Шаг 7. Дальний план
Самым тонким линером набираем тональность лесополосы. Можно использовать как короткие штрихи, так и просто точки. Если у вас есть только один линер, старайтесь разнообразить его касания: можно класть линер почти на ребро, рисуя плашмя, проскальзывая, можно ставить точки или едва заметные штрихи. Ищите больше выразительных возможностей для более богатой по тону графики.
Шаг 8. Усиление главного
Возвращаемся к главному на переднем плане. Наполняем форму еще более внимательно: используем тонкие линеры, работаем штрихом по форме, разыгрываем внешние касания и дополняем пятно внутри. Старайтесь не забывать, что при работе в области света важно сохранить тональные соотношения: тень должна остаться тенью. На заключительном этапе наполняем работу фактурой, чтобы добиться более реалистичного результата. Ее хорошо добавить в пустотах на переднем плане, однако вносите ее очень деликатно, намеками.
Этот интересный и совсем не сложный видеоурок не только помогает нарисовать стог сена линером, но и дает подробные знания об особенностях работы в этой технике. Надеемся, с помощью мастер-класса у вас получилось передать пространство, объем каждого объекта, сохранить соподчинение второстепенных элементов главному. Возьмите набор линеров или ручек с собой в любую поездку, и вы сможете создавать быстрые графичные наброски где и когда угодно!
Вы можете зарегистрироваться в нашей бесплатной школе и получить доступ к большому числу бесплатных уроков!