Пропорции губ Губы анфас Прикусанная губа Губы в ракурсе ¾ Губы в профиль
Рисовать портреты, а именно отдельные части лица, может быть достаточно сложно на первых этапах освоения человеческой натуры. Не хватает теоретических знаний и детального разбора изображения того или иного элемента поэтапно, в частности губ. Такие основы может дать бесплатный урок для начинающих портретистов, на котором вы узнаете: · как изменяется форма губ человека в зависимости от ракурса, · каково их строение, · как на губы падает свет, · какие цвета можно использовать для реалистичного изображения губ.
Пропорции губ
Начнем с простого карандашного наброска, на котором разберем основные пропорции губ. Главное, что необходимо понимать: губы расположены на лице не в одной плоскости, а полукругом, повторяя форму округлого черепа и, в частности, челюсти.
Для начала схематично нарисуем цилиндр и посмотрим на него сверху. Посередине наметим линию губ, которая будет смотреть немного вниз. Нарисовав на ней губы, мы увидим, что ямочки верхней губы смотрят вверх. Кроме того, видно, что верхняя губа расположена в тени, а нижняя на свету, потому что он развернута вверх и отражает свет. Если цилиндр расположить под другим углом, делая видимой плоскость снизу, а не сверху, то серединная линия также меняет свою дугу, выгибаясь вверх. Уголки губ расположатся ниже, чем центральная точка на линии смыкания губ. Верхняя губа также окажется в тени, а нижняя – на свету.
Теперь разберем пропорции губы. Нарисуем серединную линию, которая, конечно, будет разной в зависимости от полноты губ. Обычно уголки поднимаются чуть вверх.
Обозначьте основные объемы губ исходя из их плоскостей. Одна из них – центральная плоскость верхней губы, на нижней губе есть два выпуклых бугорка. Так как верхняя губа находится под наклоном, на ее нижней половине будет заметен рефлекс, а всю плоскость губы можно увести в тень. Тень и рефлекс на рисунке сразу придадут губе объем.
Под нижней губой также обычно есть теневая область, так как она нависает над подбородком. Участки возле уголков уходят в полутон, закручиваясь по форме челюсти.
Существует и вертикальная серединная линия. В ракурсе анфас левая и правая стороны губ будут симметричными и одинаковыми по размеру относительно этой линии. Но если мы рисуем в профиль или в ¾, то серединная линия сдвигается в сторону и изгибается. При этом верхняя губа также попадает в тень, а нижняя освещается. Правая сторона в ракурсе ¾ становится больше левой, которая уходит в перспективу и искажается. Интересная особенность: нижняя губа немного уходит под верхнюю около дальнего уголка.
Губы анфас
Перед тем как работать с цветом, также сначала наметьте карандашом серединную линию, а затем – очень схематично нижнюю и верхнюю губы в приоткрытом виде.
Обращайте внимание на натуру: как верхняя губа накладывается на нижнюю, какова их полнота в разных местах, как идет силуэт верхней губы.
Облегчите рисунок, уберите вспомогательную линию.
Чтобы нарисовать губы, можно взять самые разные оттенки красных и желтых цветов. Для примера, работая акварелью, возьмите рубиновой и добавьте к ней немного железоокисной. Полученным оттенком покроем обе губы в один слой, достаточно светло, чтобы в дальнейшем его можно было уплотнить.
Когда краска подсохнет, тем же оттенком с добавлением ультрамарина нанесем тень на верхнюю губу, сделав ее таким образом более холодной. Утемните полученный тон по-мокрому, уплотнив тень в нижней половине верхней губы. Обозначьте полутон, собственную тень и рефлекс снизу. В центре можно наметить фактуру губы, ее складки. Для уголков губы смешаем сепию, ультрамарин, железоокисную, чуть рубиновой и обозначим теневые участки. На нижней губе будут небольшой полутон и самая светлая область в центре. Смягчите ее касания к полутону. Нижнюю часть уплотняем по тону и переходим к фактуре губ.
Обозначим складки на верхней губе в виде узких теневых полос, не забывая смягчать касания. Складки должны ложиться не параллельно друг к другу, а по форме, изгибу губ. На нижней губе эти складки будут светлее, а ближе к краям также с большим изгибом.
Утемните теневую область нижней губы сверху и снизу, показывая ее округлость, объем. Далее пошагово уплотняйте тон, а пространство между приоткрытых губ можно заполнить темной сепией, выделяя зубы.
Прикусанная губа
Наметим серединную линию, основной объем верхней губы и силуэт нижней. Натура прикусывает нижнюю губу, и мы постараемся правильно передать этот сложный ракурс. Поднимаем линию губы, а ее центр смещается вправо. Намечаем зубы, проверяем их симметричность.
Для заливки возьмем кадмий красный, карминовую или краплак красный и наберем достаточно темный тон. Заполним цветом обе губы, уголки заострим. На складках губ можно сразу показывать белые блики.
Добавим в основной замес ультрамарин и создадим на губах тени. Это почти вся верхняя губа и уголки на нижней, а также под зубами. Обозначаем складки и теневую область внизу и сверху, показывая объем. Плоской синтетикой работаем над бликами и над фактурой, частично выбирая цвет.
Зубы рисуем тонкой кистью. Возьмем церулеум и нанесем тон на боковые зубы, находящиеся в тени, но только слева, так как источник света расположен справа. В правой части лишь слегка обозначим контуры зубов. Не забудьте показать блики на зубах, а слишком яркую белизну можно пригасить цветом.
Губы в ракурсе ¾
Наметим основной силуэт, для чего нарисуем центральную линию под углом. Также обозначим линии стыка губ. Затем наметим силуэты губ, соблюдая их пропорции в ракурсе. Правые части губ будут больше левых.
Розоватым оттенком покрываем губы целиком. Чтобы показать верхнюю губу в полутоне, добавим в замес фиолетового цвета и железоокисной. В нижней части сохраните рефлекс.
В этом ракурсе падает контрастная, яркая тень на нижнюю губу от верхней. Покрываем ее коричневатым оттенком, например железоокисной с сепией. Падающая тень всегда темнее собственной, поэтому она должна быть темнее, чем на верхней губе. Особенно темной она будет на стыке губ. Смягчите касания тонкой кистью. Затемните уголки губ, повторяя их изгибы по черепу.
Обозначьте тонкие складки на губах по их форме, соблюдая разворот. Белилами или белой темперой можно показать блики, которые дает блеск или помада на губах. Полосы не должны быть одинаковыми, где-то в центре блик может быть крупнее.
Губы в профиль
Серединная линия при ракурсе в профиль под носом резко уходит вниз. Затем она делает небольшой изгиб по завороту верхней губы, обозначает зубы и снова выступает по форме нижней губы.
Понравившимся оттенком красного или розового заполните всю поверхность губ и по аналогии с другими ракурсами утемните собственную тень, оставляя рефлекс. Небольшая тень добавится за поворотом верхней губы, у дальнего ее края. Под ней, соответственно, появится падающая тень на нижней губе.
Более темным оттенком, например железоокисной с рубиновой, обозначаем падающие тени в уголках губ, под нижней губой. Делайте плавные переходы оттенков, смягчайте касания. Если надо усилить рефлекс, уплотняйте собственную тень верхней губы.
Сепией с серой пейной заполняем пространство между губами, сводя дальнюю тень у края рта в единое целое, так, чтобы край нижней губы не различался. Церулеумом выделяем границы зубов. По форме губ положите складки.
Надеемся, что с помощью этого урока у вас получилось нарисовать губы в нескольких ракурсах и вы поняли основные принципы их изображения. Теперь у вас есть еще больше возможностей для написания реалистичных портретов с натуры!
Вы можете пройти наши онлайн курсы по данной теме: