Блог про рисование от Художник Online

Художник Альфонс Муха: портретист, плакатист, ювелир и фотограф

2022-08-06 10:07 Теория Вдохновение


«Воспеватель женской красоты» — так можно было бы назвать Альфонса Муху. Каждая работа мастера — отдельный шедевр изобразительного искусства, но мало кто знает, что то были не картины, а плакаты и что большинство работ художник создавал в основном для прикладной сферы — для дизайна и рекламы. Кроме рекламы, Муха занимался также театральным оформительством, ювелирным искусством, дизайном интерьера, монументальной живописью и отчасти фотографией. Наследие художника велико, а история его жизни и творчества продолжительная и интересна. Предлагаем заглянуть в биографию блестящего мастера — ярчайшего представителя стиля ар нуво.


Ранние годы

Альфонс Муха родился в 1860 году в небольшом городе региона Моравия Чешской республики, в семье небогатого чиновника. Он и его братья и сестры рано остались без матери и воспитывались овдовевшим отцом. Альфонс начал пробовать себя в живописи еще в детстве, позже также был занят в любительском театре сначала в качестве актера, а затем как художник и декоратор. Серьезные же занятия искусством юноша хотел продолжить в Пражской академии художеств, но не смог туда поступить.

В 1879 году переезжает в столицу Австрии Вену и работает театральным художником, но недолго — через два года его мастерская будет уничтожена пожаром и он переедет в небольшой моравский город, где будет расписывать частные владения графа Карла Куэна-Беласси.

Альфонс Муха за работой над плакатом для издательского дома Cassan (1896). Фото: StiefkinDR 


Благодаря поддержке графа Беласси, который высоко оценил талант молодого творца, Альфонс Муха смог себе позволить учебу в Мюнхенской академии искусств, где он впоследствии возглавит Ассоциацию славянских художников. Но в Баварской столице художник пробудет недолго, всего два года — в 1987 году Муха переезжает в Париж для обучения в Академии Жюлиана, правда, уже без финансовой поддержки со стороны каких-либо меценатов.

Париж и расцвет творчества

В Париже успех к художнику приходит не сразу. Долгое время он практически не занимается живописью, но много работает в прикладной сфере — создает рисунки для афиш, приглашений, визитных карточек, ресторанных меню и календарей. Однако именно коммерческий заказ для рекламной сферы сделает его знаменитым.

В 1983 накануне Рождества театр «Ренессанс» ищет художника для создания афиши к премьере спектакля «Жисмонда», в котором принимала участие уже великая на тот момент Сара Бернар. В связи с предпраздничной суетой и краткими сроками, отозваться на запрос на тот момент не смог ни один художник Парижа, но еще никому не известный Альфонс Муха не остался в стороне и вызвался выполнить работу.

Плакат к спектаклю «Жисмонда», созданный Альфонсом Мухой в 1983 г.


Художник подошел к заказу максимально творчески — формат афиши был вытянутый, что отличалось от тогдашнего стандарта, а образ актрисы преподнесен так, что и сама Сара Бернар восхитилась и по-достоинству оценила талант автора, навсегда став его постоянной заказчицей.

После того рождественского заказа, начались насыщенные годы творчества художника — он стал работать на регулярной основе в театре, получать огромное количество заказов. Все хотели приобрести себе что-то, созданное рукой мастера. С ним заключали контракты на тиражи, покупали идеи дизайна. В Париже и далеко за пределами славились уникальные виньетки и ювелирные украшениями, плакаты и муралы, которые создавал Альфонс Муха.

Графическая серия «Времена года», 1896


В 1897 году происходит первая персональная выставка Альфонса Мухи, а в 1900 году он  участвует в престижной Всемирной выставке, для которой оформляет павильон Боснии и Герцеговины. В работе над национальным павильоном он всерьез заинтересуется темой истории славян, что в последующем отразится в его творчестве в виде масштабной монументальной работы «Славянская эпопея».

Ювелирный магазин Ж. Фуке в Париже, оформленный Альфонсом Мухой. Фото: (с) O.Taris


Каскадный кулон, созданный ювелирным домом Фук по авторскому дизайну Альфонса Мухи (1900). Фото: (с) David Siefkin 


Рекламный плакат бисквитов LeFevre-Utile (1896)


Меню ресторана в павильоне Боснии и Герцеговины, созданное по авторскому  дизайну Альфонса Мухи (1900)Фото: (с) SiefkinDR


Сцена декорации в павильоне Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке 1900 года в Париже (1900) Фото: (с) Jean-Pierre Dalbéra 


Свадьба и поездка в Америку 

В 1906 году Альфонс Муха будучи уже в возрасте 46 лет женится на соотечественнице и своей ученице Марии Хитиловой, которая станет любовью всей жизни художника и музой а также матерью двоих детей. Свадьбу влюбленные сыграли не в богемном Париже, где за двадцать лет жизни Муха крепко укоренился и мог бы отыграть пышную церемонию, а на родине молодых — в Праге в часовне Св. Роха Страговского монастыря. В тот же год молодожены на четыре года переезжают в Америку, где Альфонс Муха преподает, выполняет заказы и еще теснее приближается к началу работы над «Славянской эпопеей».

Альфонс Муха с семьей. Фото: http://www.muchafoundation.org 


Возвращение на родину и работа над «Славянской эпопеей» 

Еще будучи в Америке, художник Альфонс Муха мечтал вернуться на родину в Чехию. В 1910 году он наконец-то делает это. Сразу по прибытии приступает к работе над монументальным циклом живописи «Славянская эпопея», над которой трудится 18 лет. В серию вошли 20 полотен, каждое размером 6 на 8 метров.

Альфонс Муха «Симеон, царь Болгарский» из серии «Славянская эпопея (1923) 


Альфонс Муха за работой над «Славянской эпопеей» (1920-е) 


Картины изображали важные, на взгляд автора, исторические события славянских народов и назывались соответствующе, например, «Славяне на прародине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса» или «Отмена крепостного права на Руси». После того как серия попала в дар городу, возникли трудности с ее хранением и экспонированием. В послевоенное время и вплоть до 2011 года картины находились в замке в небольшом чешском городе Моравский Крумлов и не были столь широко представлены публике. Сегодня они находятся в Выставочном дворце в Праге.

Кроме «Славянской эпопеи в этот период Муха также работает над государственными символами для новообразовавшейся Чехословакии, создает образцы банкнот, марок, эскиз герба, оформляет правительственные бланки, конверты. Также художник оформляет Муниципальный дом, коммерческие сооружения, создает эскизы витража для собора св. Вита. В декоративно-прикладных работах Альфонс Муха оставил значительный след как художник искусства модерна и ар нуво. 

Оформление потолка в Муниципальном доме в Праге, созданное Альфонсом Мухой (1910–1912) (с) Jorge Royan / http://www.royan.com.ar 


Купюры Чехословацкой республики, выполненные по дизайну Альфонса Мухи (1920)


Закат жизни и карьеры

В 1930-е на смену стилям ар нуво с его витиеватыми линиями и орнаментами, символизмом и образами женщин приходит холодный функционализм. В архитектуре и дизайне больше приветствуются строгие линии, в плакате — фотомонтаж и коллаж. Искусство Мухи становится не популярным и утрачивает интерес широкой публики, как и его убеждения не вызывают более особого одобрения.
Так, во время гитлеровской оккупации в 1939 году Альфонс Муха будучи уже солидного возраста подвергся допросам и арестам за свой славянский патриотизм и националистическое творчество. Художник не выдержал такого напряжения, заболел и впоследствии скончался 14 июля 1939 года в возрасте 78 лет. Был похоронен на Вышеградском кладбище.

Вы можете зарегистрироваться в нашей бесплатной школе и получить доступ к большому числу бесплатных уроков!