Что получится в результате Материалы Шаг 1. Компоновка Шаг 2. Построение чайника Шаг 3. Живописное раскрытие фона Шаг 4. Раскрытие предмета Шаг 5. Форма и материальность предмета Шаг 6. Области света Шаг 7. Усиление фактуры Шаг 8. Холодные оттенки Шаг 9. Блики
На бесплатном уроке Екатерины Бердюгиной мы нарисуем чайник из металла, старинной формы, и постараемся передать его материальность и фактуру. Изображая глянцевую поверхность, вы сможете поработать над бликами, рефлексами и тенями, наполнить картину всевозможными оттенками этих отсветов, потренироваться в передаче объема круглого предмета. Простая композиция и последовательное изложение материала делают урок увлекательным, понятным и очень полезным для начинающих художников.
Замешиваем с большим количеством разбавителя охру светлую, выступающую самым нейтральным цветом в этой палитре, и начинаем компоновать чайник в горизонтальном формате. Старайтесь, чтобы предмет не казался слишком крупным – попробуйте подобрать гармоничный размер, намечая сначала самые простые формы его частей, круг основной емкости и овал носика. Чайник не должен быть ни громоздким, ни слишком мелким на пустом холсте.
Проведите дальнюю границу стола – она может пройти по косой, и правый ее край будет чуть поднят.
Шаг 2. Построение чайника
Несмотря на то, что форма чайника подразумевает множество эллипсов, они не будут сильно раскрываться ни вниз, ни вверх, поскольку чайник расположен к зрителю фронтально, на уровне глаз. Эллипсы совсем узкие, практически сливаются в одну линию. Постарайтесь передать характер чайника, уловив на холсте его сложную форму с несколькими декоративными деталями. Также следите за симметрией предмета – измеряйте две его половины относительно вспомогательной центральной оси, они должны быть равны.
Поэтапно намечаем крышку чайника, петли для ручки и саму ручку, а также местоположение носика. Характер носика нужно взять точно, чтобы он не оказался слишком длинным или коротким. Дальняя петля может быть расположена чуть выше передней.
Сразу наметим контуры падающей тени на столе.
Шаг 3. Живописное раскрытие фона
Возьмем умбру и синий и закроем полученным оттенком всю поверхность фона. Варьируйте оттенок с помощью синего или коричневого, меняя его в разных местах. Старайтесь не нарушать форму чайника, аккуратно обходите ее.
Для горизонтальной плоскости замешаем светлый оттенок из охры, умбры и большого количества разбавителя. Стол останется ярко освещенным. Дальнюю границу стола пишем очень мягко, чтобы она впоследствии не спорила с предметом. Можно немного пройтись тряпкой, чтобы стол стал еще светлее. Покажем на нем рисунок дерева, но очень легко, несколькими мазками.
Шаг 4. Раскрытие предмета
Очистите палитру, так как цветовая гамма будет совсем иной. Замешаем темные оттенки через желтый, синий и сиену жженую. Пройдем этим цветом по самым темным местам на чайнике. Добавим больше охры и желтого и выделим более светлые участки. Разные оттенки помогут вам передать цвет состаренного, окисленного металла.
Замешаем красный, желтый и чуть белил и заложим яркие оранжевые места полупрозрачными мазками. Нигде не должно остаться белого холста. Сразу покажем падающую тень через умбру с синим и большим количеством разбавителя. Можно добавить немного оранжевого, чтобы появилась взаимосвязь между тенью и самим предметом, своеобразный рефлекс. Вотрите тень в плоскость стола и смягчите касания – так она лучше войдет в плоскость.
Шаг 5. Форма и материальность предмета
Берем сиену жженую, немного красного и более густыми и плотными мазками начинаем лепить форму. Можно добавить чуть умбры. Проходим по границе света и тени, формируя собственную тень на предмете. Добавляем эти оттенки в те места, где форма сильнее отворачивается от света и не рефлексирует. Добавьте больше охры и пройдитесь по выступающему ободку в самой широкой части чайника. Смягчим касания между светом и тенью.
Несмотря на то, что чайник очень разнообразен по своим оттенкам, необходимо четко показать свет и тень на нем. Источник освещения расположен слева, поэтому правую сторону решаем чуть темнее по тону. Однако не забудьте про рефлекс на металлическом предмете.
С помощью умбры, сиены жженой и красного обозначаем тень на носике. Более темным оттенком пишем падающую тень от левой петли для ручки. Этим же темным можно пройтись по некоторым частям чайника, усиливая тени. Сразу смягчайте касания, размывая границы цветов.
Шаг 6. Области света
Вернемся к ярким оранжевым оттенкам, добавим чуть больше сиены жженой и немного белил и напишем отражения в металле. Это будут красивые рыжие рефлексы, заявляющие текстуру меди. Замешаем охру с белилами и небольшим количеством синего и желтого, выделим этим цветом области света, создавая средний тон. Удобно делать такие мазки плоской синтетикой.
По-прежнему смягчаем касания. Чтобы форма сильнее закруглялась, покажем рефлекс справа.
Шаг 7. Усиление фактуры
Тонкой кистью, взяв больше синего и немного умбры, напишем крышку чайника. Она почти сливается с фоном, но ее объем можно показать за счет бликов и рефлексов. С помощью умбры и кадмия желтого наметим все декоративные элементы на чайнике. Где-то этим цветом можно усилить границу света и тени. Показываем толщину петли для ручки, добавив чуть сиены жженой. Этим же оттенком можно показать эффект старения на металле, пятна в нижней части чайника.
Возьмем более насыщенный красный с небольшим добавлением сиены и пройдемся им по форме закругления чайника. Добавляем оранжевых рефлексов.
Шаг 8. Холодные оттенки
Замешаем умбру с белилами и каплей синего и введем холодные оттенки. На свету это будет тот же оттенок, но с небольшим добавлением желтого. Вплавляем этот цвет в общий тон, что поможет сделать работу более живописной, а сам предмет – более материальным, реалистичным.
Поправьте силуэт предмета, если это необходимо, с помощью темного оттенка фона.
Шаг 9. Блики
Довольно густо мешаем белила с желтым и пробуем ставить блики. Можно добавить больше белил, а чтобы сделать блик холодным, введем синий. Густыми мазками ставим блики в левой стороне чайника. Смягчите касания, вытерев краску с кисти и смазав ею границы цветов. Можно воспользоваться более мелкой кистью.
В нижней части чайника справа можно усилить рефлекс и собственную тень. Чуть контрастнее напишем падающую тень на столе, замешав умбру с синим. Также необходимо показать рефлекс от чайника в этой тени. С левой стороны, на свету, можно дополнительно выбелить стол, таким образом усилив контраст с темным и насыщенным чайником. Вотрите краску в плоскость очень легкими касаниями.
Покажем дым из носика чайника серо-голубым оттенком. Водите кистью в разных направлениях и мягко вплавляйте этот цвет в фон. Не стоит уделять этой детали слишком много внимания, дабы не сместить главный акцент с чайника.
Если у вас получилось нарисовать чайник, не останавливайтесь на достигнутом – осваивайте приемы масляной живописи, работая с натуры! Всевозможная посуда, предметы быта и, конечно, цветы – отличные персонажи для ваших будущих картин, в которых можно продолжать свой путь к мастерству.
Вы можете зарегистрироваться в нашей бесплатной школе и получить доступ к большому числу бесплатных уроков!