Что получится в результате Материалы Шаг 1. Компоновка Шаг 2. Фон Шаг 3. Гризайль Шаг 4. Детали на подмалевке Шаг 5. Усиление света и тени Шаг 6. Лессировки на фоне Шаг 7. Лессировки на лимоне Шаг 8. Последние детали
Техника старых мастеров, творивших в XV-XVII веках – то, что всегда привлекает внимание современных художников и вдохновляет их на подражание этой особой манере письма. Но несмотря на то, что техника, конечно, относится к сфере масляной живописи, на бесплатном уроке Екатерины Бердюгиной, посвященной этой теме, мы будем использовать акрил. Благодаря такой замене у вас будет возможность постичь тонкости работы старых мастеров гораздо быстрее, экономичнее по времени, нежели в многоэтапной работе с маслом.
Техника многослойной живописи предполагает несколько слоев написания, и в нашей работе их будет два. Первый – гризайль, или подмалевок, то есть изображение без цвета, написанное только за счет тона, в двух-трех оттенках. На этом этапе предстоит вылепить объем изображения, с помощью тона передать форму предмета и характер освещения. Второй слой – это уже цветные лессировки, прописывающие детали изображения.
Техника многослойного написания картины доступна даже для начинающих художников, а чтобы вам было еще проще и понятнее, возьмем легкий сюжет и нарисуем лимон со срезанной кожурой. Этот мотив был очень популярен у голландских мастеров и украшал множество характерных для того времени натюрмортов. Таким образом, видео-урок погрузит вас в ту давнюю эпоху полностью, заворожив и сюжетом, и самой техникой работы с красками.
Что получится в результате:
Вам понадобятся:
· небольшой холст горизонтального формата, примерно 35*25 см · акриловые краски в ограниченной гамме: - охра светлая - белила титановые - умбра натуральная - черный - лимонный желтый - кадмий желтый - кадмий красный светлый · палитра · кисти, лучше синтетика
Шаг 1. Компоновка
Живописцы прошлых столетий работали по цветному, уже закрашенному холсту (загрунтованной подложке, называемой имприматурой), но в нашей работе, для упрощения процесса, мы будем писать сразу по белому фону.
Нейтральным оттенком (охрой), сильно разбавленным водой, компонуем изображение в формате. Отнеситесь к этому этапу очень внимательно, чтобы потом не исправлять ошибок. Закомпонуйте общее пятно предмета, имеющее форму овала, в центре формата, чуть ниже середины по вертикали и лишь после этого детализируйте изображение. Постарайтесь подобрать верный масштаб, не мельча и не загромождая холст.
Обозначьте плоскость стола горизонтально, чтобы предмет лежал на поверхности, занимал пространство.
Шаг 2. Фон
Выдавливаем на палитру умбру, добавляем черный и белила. Кистью покрупнее раскрываем плоскость фона. Закладываем его большими пятнами, полупрозрачными и быстро наносимыми – не давайте краске высыхать и образовывать стыки на фоне.
Также, теми же оттенками заложите пространство под столом. Для закрытия плоскости стола добавьте больше белил и умбры. Переднюю границу стола делайте светлее, выделяя ее как более освещенную, и тональной растяжкой уведите этот оттенок в более темный к задней стороне стола.
Шаг 3. Гризайль
Плоской синтетикой начинаем лепить форму в области полутона. Смягчайте касания между белым и серым тоном, делая плавную растяжку. Определите основные тональные зоны – свет, полутон, собственную тень, рефлекс – на лимоне и выразите их в разных оттенках серого. Тона гризайли будут светиться холодными оттенками даже из-под сочных теплых лессировок, нанесенных в цвете.
Смягчать касания в работе с акрилом лучше немного не так, как маслом, когда можно растереть границы цветов пальцами. Здесь стоит класть краску быстро и довольно густо, накладывая один слой на другой, и сразу перемешивать массу в этом месте.
Шаг 4. Детали на подмалевке
Более мелкой кистью пропишем детали текстуры. Проработайте переходы тонов, прищурившись и тщательно сравнив их между с собой и с фоном, правильно определяя количество света и характер теней. При этом внимательно изучаем референс. На границе света и тени постарайтесь передать фактуру лимонной кожуры – рисуйте небольшими точками-бугорками. Прорабатывая форму, можно уточнить силуэт, более реалистично взять объем предмета.
Шаг 5. Усиление света и тени
Блики на мякоти лимона и большое светлое пятно сверху, на срезанной кожуре, лучше писать белилами. Это краской, используя самую тонкую кисть, постарайтесь передать фактуру внутренности фрукта, прожилки его долек.
Снизу, под спиралью кожуры, напишем падающую тень, добавив больше черного. Это будет самая темная часть картины, наиболее активная под самим предметом, у основания тени.
Шаг 6. Лессировки на фоне
Очистим палитру, заменим воду в стакане и начнем работать над лессировками. Возьмем кадмий красный, черный и умбру, замешаем очень жидкий состав. Полученным красно-коричневым оттенком раскрываем фон в цвете, как будто кладя на него светофильтр. Этот слой должен получиться очень легким, полупрозрачным. Работаем широкой кистью, накладывая материал плоско и аккуратно, не заходя за контуры лимона.
В результате уже в работе над фоном можно увидеть, как он сохраняет свою тональность, заданную изначально на этапе подмалевка, но становится как будто подсвеченным изнутри.
То же самое повторяем в пространстве под столом. Верхнюю плоскость стола раскрываем через более светлый оттенок, добавив в замес желтого и воды. На задней стороне смягчите касания стола с фоном, а на передней – больше выделите и тем самым выдвиньте его вперед, на зрителя.
Шаг 7. Лессировки на лимоне
Очень аккуратно, поначалу совсем жидко начинаем наносить первые лессировки на фрукте. Обозначьте самые яркие желтые участки, где-то добавляя красного – это срез на мякоти. Добавление красного «породнит» предмет с фоном, где преобладают красноватые тона.
Далее перейдем к работе со срезанной кожурой. В области света используем холодный желтый – лимонный в очень разбавленном виде. А в тени пишем более теплым кадмием желтым.
Поэтапно накладывая цвет, вы узнаете и увидите, как мертвый, «лунный» слой гризайли становится живым, как будто светящимся изнутри.
Шаг 8. Последние детали
Поверх основных лессировок можно ввести более густые детали, которые позволяет именно акрил (масло допускает только работу лессировками). Таким приемом можно добавлять, например, фактуры кожуры.
В конце работы можно взять белил и усилить свечение светлых областей, доработать материальность предмета. Белила помогут нанести финишные полупрозрачные лессировки.
Технику послойного наложения краски, работы с гризайлью и лессировками можно использовать, конечно, при написании картин маслом или акрилом, но не только. Такое умение пригодится вам практически в любом виде живописи и при любом выбранном сюжете. Нарисовать лимон – это лишь первый, но такой важный шаг в освоении искусства старых мастеров, научивших художественный мир на многие века вперед.
Вы можете зарегистрироваться в нашей бесплатной школе и получить доступ к большому числу бесплатных уроков!