Шаг 1. Построение Шаг 2. Основные пропорции Шаг 3. Определение рубленых плоскостей Шаг 4. Верхняя часть лица Шаг 5. Нижняя часть лица Шаг 6. Уточнение форм Шаг 7. Общий тон Шаг 8. Определение тональности разных плоскостей Шаг 9. Распределение тона по всей голове
Научиться рисовать голову лучше всего с помощью бесплатного урока по изучению гипсовой обрубовки Гудона. Это учебное пособие дает основные представления о том, как строится форма головы человека. Сама обрубовка – это некий обобщенный свод сложной конструкции головы к более простой геометрической форме. Обрубовка состоит из множества плоскостей, по которым легче понять, как ложатся свет и тень при написании портретов.
Шаг 1. Построение
Отметим высоту головы. Сразу постарайтесь это сделать верно с точки зрения композиции, не слишком поднимая, опуская или смещая ее в сторону. Пусть вся форма займет в формате площадь, примерно равную размеру вашей ладони.
Определяя ширину головы, замерьте, на сколько она меньше высоты. Измерять ширину нужно в самых выступающих точках черепа – от скулы до затылочной кости.
Переходим к построению головы. Обратите внимание, что череп расположен к нам в ракурсе ¾. Условно это куб, у которого мы видим одно из боковых ребер, развернутое к нам, и две грани – боковую и лицевую сторону головы. Необходимо сразу найти это ребро – границу боковой и лицевой сторон. Мы видим, что лицевая часть чуть больше боковой. Также, подобно грани куба, лицевая сторона будет сокращаться по мере удаления от нас – сразу задайте это направление.
Шаг 2. Основные пропорции
Лицевую сторону мы можем разбить на три равные части: от верха лба до переносицы, от переносицы до кончика носа и от кончика носа до низа подбородка. При разделении не учитывается верхняя плоскость головы, заворачивающаяся назад. Замеряйте пропорции на глаз, при помощи карандаша. Проверив свои расчеты, нанесите горизонтальные линии, параллельные линии подбородка, т.е. немного уходящие вправо и вверх.
Далее необходимо показать среднюю линию головы, которая задаст направление движения головы и относительно которой мы будем выстраивать все парные элементы лица. Из-за ракурса ¾ эта линия чуть смещена в правую сторону, т.е. левую (относительно нас) сторону лица мы видим больше.
Уже в этих линиях мы можем рассмотреть основные плоскости головы человека.
Шаг 3. Определение рубленых плоскостей
Не бойтесь рисовать рублеными линиями – сейчас важно найти общий характер формы. Лицевая часть сужается к низу, а лоб переходит в надбровную дугу – нарисуйте эту выпуклую плоскость, работая синхронно над обеими сторонами лица. Следующая горизонтальная линия – это скулы, также выступающие вперед.
Найдите угол нижней челюсти с помощью карандаша: приложите его горизонтально к выступающей точке подбородка и посмотрите, насколько линия челюсти уходит вверх. Сравните эту линию с направлением скуловых костей.
Далее рисуем затылочную часть, намечаем ухо. Оно будет располагаться между двумя линиями, проведенными от верхнего края глазницы (нижней линии надбровной дуги) и от кончика носа. Также найдите направление уха, сравнив его с другими линиями.
Шаг 4. Верхняя часть лица
Выпуклую форму лба обозначим тремя плоскостями: фронтальной и двумя боковыми. Сделаем это с помощью средней линии, которая в процессе работы будет видоизменяться, поэтапно повторяя переломы формы. Так, на надбровной дуге она выйдет чуть вперед. Далее она углубится в области переносицы, и относительно нее выстроятся верхние плоскости глазниц.
Уточняя среднюю линию на носу, определите три плоскости носа, фронтальную и боковые. Обратите внимание, что в этом ракурсе вторая боковая сторона носа останется не видна. Не забудьте отметить нижнюю плоскость носа (в районе ноздрей).
Уточняем характер лба: проверьте, сколько раз высота переносицы и надбровной дуги помещается в высоте лба. Также сравните все величины носа между собой.
Шаг 5. Нижняя часть лица
По-прежнему относительно средней линии лица строим нижнюю часть. Смотрим, сколько занимает рот, подбородок, сравнивая их друг с другом с помощью карандаша. Рот также имеет три плоскости, а губы заворачиваются вовнутрь, значит, средняя линия снова уйдет от нас на верхней губе и выйдет вперед на нижней. Под губами линия вновь углубится, чтобы затем выйти вперед на плоскости подбородка. В зависимости от направления этой линии ложатся свет и тени, которые мы нанесем позднее и придадим объем голове.
Шаг 6. Уточнение форм
В глазнице обозначьте глазные яблоки: они имеют форму шара, но обрамлены веками, которые имеют свою небольшую толщину.
Уточним характер скул, угол нижней челюсти, форму уха, в частности толщину мочки. Затем разбейте по плоскостям рот и наметьте шею, у которой также есть различные направления.
Нанеся все линии, проверьте их и уберите лишние. Среднюю линию можно ослабить, так как она вспомогательна.
Уточняя линии, делайте их более активными в тех частях головы, которые ближе к зрителю. Так вы уже зададите первый тон в своей работе.
Шаг 7. Общий тон
Источник освещения находится перед головой, поэтому освещено лицо, но левая его сторона погружена в полутон, а правая уходит в тень. Проложим общий тон карандашом НВ, плотно закрывая по направлению плоскостей области полутона и тени. Зоны света остаются не закрашенными.
Не стоит сильно нажимать на карандаш, а держать его лучше за кончик, добиваясь ровной штриховки на всей ее площади.
Шаг 8. Определение тональности разных плоскостей
За основу возьмем тот факт, что самой светлой на нашем рисунке является плоскость надбровной дуги слева. Относительно нее мы и будем брать все остальные тональности. Следующей по тону будет боковая плоскость на лбу, над бровью. Слегка заштрихуем ее по направлению. Далее – плоскость выше, еще более плотная по тону. Затем, еще темнее – по очереди височная область, фронтальная плоскость лба и боковая справа.
Такое задание требует большого внимания и усердия в сравнении света, полутонов и теней между собой.
Шаг 9. Распределение тона по всей голове
По тому же принципу, что и лоб, определяем свет, полутон и тени в других частях головы. Так, на носу самой темной будет нижняя плоскость кончика носа, а в области рта – низ верхней губы и плоскость под нижней губой.
На любом этапе работы можно исправить недочеты – важно постоянно сравнивать степени освещенности разных плоскостей между собой и при необходимости набирать тон карандашом или ослаблять его с помощью ластика.
Рассмотрев конструктивные особенности построения головы и распределение тона на ней, вы точно знаете, на каких плоскостях лежит тень, как она меняется в зависимости от ракурса и расположения источника света. Это очень полезный урок для начинающих, открывающий возможности рисовать голову правильно с точки зрения геометрии и законов светотени. Попробуйте изобразить обрубовку Гудона и все тени на ней при другом ракурсе, например в фас или профиль – повторив упражнение несколько раз, вы добьетесь еще большей точности.
Вы можете пройти наши онлайн курсы по данной теме: