Материалы Шаг 1. Компоновка Шаг 2. Силуэт Шаг 3. Раскрытие фона Шаг 4. Средний тон и тени Шаг 5. Светлые участки Шаг 6. Белое пятно Шаг 7. Детали морды Шаг 8. Блики Шаг 9. Детали Шаг 10. Доработка фона
Бесплатный урок по масляной живописи для начинающих от Екатерины Бердюгиной посвящен анималистике. Вам предстоит нарисовать лошадь, а точнее, ее выразительный «портрет» – только голову и шею. Мы обобщим фон, сделав его абстрактным, но зато сосредоточимся на уникальных пропорциях этого животного, передаче теплых оттенков ее шерсти, эффектных деталях в виде сбруи. Вы узнаете все базовые принципы работы с маслом, правила написания по-настоящему объемных и реалистичных картин. Что получится в результате:
Вам потребуется:
· масляные краски: - белила титановые - лимонный желтый - охра светлая - сиена натуральная - кадмий красный светлый или темный - марс коричневый светлый или темный - ультрамарин темный - кость жженая или марс черный · кисти синтетика плоские и круглые (если есть) · палитра · ветошь · разбавитель «Тройник» (льняное масло + уайт-спирит/пинен + лак) · холст на подрамнике или на картоне
Шаг 1. Компоновка
Начинаем как обычно с рисунка. Для этого нам понадобятся много разбавителя и охра светлая. Разводим ее очень жидко и акварельными мазками компонуем коня в формате. Это не совсем простая задача, так как у лошадей свои уникальные пропорции, и нам необходимо точно их взять. Компонуем голову так, чтобы она не стала слишком мелкой или, наоборот, не упиралась ушами в края холста.
Определите местоположение головы и точки, откуда будет выходить шея. Она должна быть не слишком узкой или слишком массивной. Используйте глазомер и кисть в руке, чтобы заложить общие массы.
Шаг 2. Силуэт
Ненужные линии рисунка уберем ветошью, смоченной разбавителем. Уточняем силуэт и передаем все плоскости объекта. Обязательно покажите перелом формы от лба к морде, определите местоположение и размер глаз, наметьте уши.
Так как мы работаем с использованием «Тройника», масло долго не сохнет, а значит, мы можем активно вносить изменения в работу, не боясь что-то испортить на уже застывшей картине.
Добавляем тон там, где нужно показать поворот формы, мощные мышцы и складки на шее. Затем еще раз проверьте размер головы и в случае необходимости скорректируйте пропорции.
Шаг 3. Раскрытие фона
Жидко, с большим количеством разбавителя разводим ультрамарин, добавляем немного красного и заливаем плоскость в нижней части формата хаотичными, разнонаправленными мазками. Верхнюю часть холста запишем теплыми тонами, делая первый намек на листву на дальнем плане: берем охру, добавляем в нее синего и получаем зеленые оттенки.
После заполнения фона пройдитесь тряпкой по фону промачивающими движениями, чтобы обобщить сырые живописные пятна, сблизить их и сделать интересную текстуру.
Шаг 4. Средний тон и тени
Смешаем марс, немного сиены, кадмия и лимонного желтого, чтобы получить основной тон лошади. Закладываем его так же хаотично на участках полутонов и теней, оставляя самые светлые места не закрашенными. Затем в этот же замес добавим немного синего, может быть, черного, получив коричнево-сине-зеленый оттенок, и проведем прямые линии в самых теневых областях на шее. Спишите границы цветов, смягчив их касания. Тем же цветом пройдитесь по всем местам, где есть тени или более яркие пятна окраски лошади. Рисуя уши, добавьте в замес чуть красного. В целом старайтесь писать тени через цвет: чем больше красок будет в темном, даже почти черном замесе, тем более реалистичными будут цвета на картине.
Шаг 5. Светлые участки
Смешаем лимонный и кадмий и добавим этот оттенок в освещенных местах головы. Не выкрашивайте краску ровно, а наносите разными мазками так, чтобы образовывались интересные блики и фактуры. При этом работайте по форме, представляя, в каком направлении в том или ином месте заворачивается форма. Так вы сможете передать объем головы.
Прописывая светлые участки лошади, постарайтесь сохранить средний тон и не перекрыть его другими оттенками. Вокруг глаз и на шее добавьте еще больше света, где-то списывая границы мазков, а где-то оставляя бликами.
Шаг 6. Белое пятно
Замешайте белила, красный и синий – получится сложный лилово-розовый цвет, очень светлый, но все-таки не однородно-белый. Запишите пятно на морде лошади, и вы увидите, как рядом с теплым коричневым этот оттенок станет еще более розовым. Книзу цвет становится темнее и насыщеннее, передайте эту тень. Вплавить один оттенок в другой и сделать плавный переход удобно прямо пальцем.
Шаг 7. Детали морды
Темным цветом моделируем ноздри и те пятна, которые есть на конце морды. Добавим в синий и черный красного и напишем глаз, помня, что в нем еще появится блик. Тем же цветом прибавим толщины ноздре, можно взять чуть белил. Сплавить цвета можно также пальцем либо плоской и чистой кистью.
Где нужно, утемняем белый, формируем ложбинку посередине морды.
Шаг 8. Блики
Розовато-оранжевым оттенком (замес из белил, желтого и кадмия) показываем еще больше бликов на морде. Мягко вписываем мазками эти светлые пятна, передавая объем головы и шеи. Чтобы сгладить касания, пройдемся охрой с кадмием.
Оценивайте работу, отходя от нее: грубые мазки будут сливаться и создавать полное впечатление о картине и ее объемности. Добавляйте темных и светлых оттенков основного цвета в тех местах, где это нужно.
Шаг 9. Детали
Детали картины мы будем вписывать поверх общего объема лошади. Это сбруя, тень над глазницей, точный силуэт ушей и грива между ними. Поставим блик внутри глаза, и он сразу станет зрячим.
Густо смешайте черный, синий, чуть красного и напишите кожаные элементы сбруи. Ведите линии не отрываясь, смело, а если не уверены в точности своих движений, проведите их сначала черенком кисти, как карандашом, поверх невысохшего красочного слоя.
Чтобы сделать сбрую объемной и реалистичной, добавим оттенок из синего, красного и белил. Нанесите его в тех местах, где форма лошади более выпуклая и ремешки чуть приближаются к зрителю.
Шаг 10. Доработка фона
Возьмем лимонный желтый, синий, немного черного и смешаем их на палитре. Введите этот оттенок поверх желтого в верхней части фона, а на его синей части пишите сине-зеленым цветом, оставляя не закрытыми вкрапления ярко-синего. Пройдитесь по свежей краске ветошью, смягчая касания цветов и добавляя фактуру. Посмотрите, насколько ярко и выразительно выделилась на этом фоне фигура лошади!
В финале работы уточните силуэт, смягчите его касание к фону, доработайте отдельные детали и блики.
Надеемся, у вас получилось нарисовать лошадь в реалистичной манере, и с холста на вас смотрит выразительный, добрый взгляд умного животного.
Вы можете пройти наши онлайн курсы по данной теме: