Блог про рисование от Художник Online

Портрет девушки с длинными волосами

2022-10-19 17:54 Уроки рисования Как нарисовать

Преподаватель: Дарья Куцаева

Друзья, сегодня под руководством преподавателя Художник Online — Дарьи Куцаевой — мы будем писать акварелью загадочную незнакомку с красиво развевающимися от ветра волосами. Мастер-класс будет особенно полезен новичкам, потому что мы разберём нюансы построения лица и особенности передачи фактуры волос.

Инструменты:

- Акварельная бумага А3-А4 формата 
- Акварельные краски (железоокисная красная, рубиновая, ультрамарин, сиена, сиена жжёная, сепия, серая Пейна)
- Белила темперные 
- Карандаш средней мягкости 
- Ластик
- Баночка с водой 
- Бумажные салфетки 
- Палитра для акварели 
- Средняя круглая белка, колонок или хорошая имитация белки (5-6 номер), колонок для проработки деталей (2-3 номер), синтетический флейц 40-50 мм, крупная круглая белка (9-10 номер) — по желанию.

Референс




Результат


Шаг 1

Начинаем с создания карандашного эскиза. Компонуем портрет достаточно крупно, чтобы грамотно поставить акцент на выразительных глазах.

Намечаем форму головы и строим внутри неё линии глаз, губ и носа. Здесь есть несколько важных нюансов:
  • глаза располагаются ровно посередине черепа;
  • для того, чтобы найти линию ноздрей, надо разделить пополам пространство от глаз до подбородка;
  • линия рта находится посередине между носом и нижней точкой подбородка.

При построении важно соблюдать чёткую симметрию, поэтому сразу намечаем вертикальную линию по центру овала лица.
Стараемся изначально делать черты лица максимально похожими на те, что у модели. В данном случае: брови достаточно широкие, глаза миндалевидной формы, а кончик носа чуть приподнят, поэтому ноздри чётко видны.

Намечаем уши: проводим прямую линию от глаз и отмечаем их начало, а мочки располагаем на уровне ноздрей. Лёгкими штрихами очерчиваем пряди волос, падающие на лицо.

Шаг 2

С помощью ластика убираем вспомогательные линии и осветляем наш эскиз. Берём флейц и увлажняем всю поверхность листа. Вытираем бумажной салфеткой места, где расположены глаза. Это нужно сделать для того, чтобы туда не попала краска с оттенком кожи, потому что белки гораздо светлее по тону.

Для создания основного оттенка кожи подойдёт смесь железоокисной красной с сиеной, а для теней — те же цвета, только с добавлением ультрамарина и рубиновой. Намечаем теневые участки под надбровными дугами. Расставляем свет и тень по всему лицу, чтобы показать освещение. В данном случае, левая сторона находится в тени, поэтому тон правой делаем светлее. Уплотняем левую сторону носа, чтобы показать его падающую тень. Затемняем область ноздрей и нижнюю плоскость носа.

Усиливаем тени: делаем плавные переходы, чтобы формы были гладкими и максимально естественными. Показываем свет, полутон и затем уже собственную тень.

Шаг 3

Переходим к работе тонкой кистью для детальной проработки (идеально подойдёт кисть из ворса колонка под номером 4). Железоокисной красной намечаем тень на раковине правого уха и этим же оттенком пишем тонкую линию по нижней части мочки, чтобы показать объём.

Слегка уплотняем тени в уголках губ. Полупрозрачным слоем ультрамарина и цирулеума (или серой Пейна) пишем теневую часть белка у внутреннего края правого глаза. Полностью покрываем этим оттенком белок левого глаза, чтобы увести его в тень.

Смешиваем сепию с ультрамарином и аккуратно подчёркиваем края верхнего и нижнего века. Намечаем теневые части глазных впадин у переносицы. С помощью серой Пейна подчёркиваем линию роста ресниц — это сделает глаза ярче. Покрываем слезник железоокисной красной, чтобы увести его в тень.

Смешиваем умбру с небольшим количеством цирулеума и пишем радужку глаза, оставляя место для блика. Для большей выразительности края можно подчеркнуть смесью ультрамарина, серой Пейна и умбры — они будут размываться по направлению к зрачку, а на границе с белком — идти чётко.
Сверху на радужке показываем падающую тень от верхнего века, а его покрываем сепией, чтобы показать толщину.
Серой Пейна пишем зрачок в центре радужки и снова выделяем линию роста ресниц.
Показываем толщину нижнего века с помощью коричневых оттенков, делая его слегка размытым, действуем очень деликатно.
Таким же образом пишем второй глаз.

Шаг 4

Смешиваем железоокисную красную с ультрамарином и прописываем складки верхнего века. Уплотняем теневую часть рядом с внешним краем левого глаза.
Пишем тень по бокам крыльев носа. Обращаем внимание на то, что ноздри имеют каплевидную форму, а не круглую. Ближе к кончику носа их силуэт имеет более чёткие очертания, а по направлению к верхней губе — размывается, плавно уходя в полутон.

Переходим к проработке бровей. Смешиваем сепию и пишем волоски тонкими мазками в начале (рядом с переносицей) и более широкими — ближе ко внешнему краю. Верхнюю и нижнюю границы делаем неровными, выделяя отдельные волоски и слегка выходя за края.
Точно так же пишем вторую бровь, стараясь добиться максимальной симметрии.

Смешиваем сепию с серой Пейна и начинаем писать ресницы. Важно показать, что у корня они более толстые и сужаются к концу. Направление ресниц разнится в зависимости от точки роста: в центре глаза они идут ровно, рядом со слезником — более короткие и направлены в сторону переносицы, а у внешнего уголка — более длинные и направлены в сторону внешнего края брови. Прописываем нижние ресницы и помним о том, что глазное яблоко — это шар, поэтому ресницы кладём соответствующим образом, меняя направление их роста точно так же, как и у верхних. 
Мягко выделяем кончик носа. Нижнюю плоскость носа уводим в тень. Затемняем область между носом и верхней губой. С помощью салфетки аккуратно промакиваем области носогубных складок, чтобы показать, что они находятся в свету.

Смешиваем рубиновую и железоокисную красную и переходим к проработке губ. В теневых участках тон будет более холодным, поэтому добавляем немного ультрамарина. Центр нижней губы находится в свету — чтобы показать это, необходимо размыть его плоской синтетической кистью.
Уводим верхнюю губу в полутень. Тонкими мазками показываем складочки на губах, чтобы передать их фактуру. Работаем мягко и по форме: в центре делаем прямые мазки, а ближе к краям — округлые.
В завершении, затемняем линию рта и уголки.

Шаг 5

Переходим к заключительному этапу — пишем волосы, шею и фон.
Если у вас нет титановых белил, можете оставить пространство для шеи пустым. Дарья решила сначала закрасить эту область, а затем положить на неё титановые белила.
Смешиваем серую Пейна с чёрной и переходим к проработке волос. Их контур будет иметь чёткие очертания на границе с лицом и размываться по направлению к фону. Покрываем все пустые участки фона.
Переходим к самому интересному: пишем линии прядей волос на лице — это задаст ключевое настроение всей работе. Основную прядь пишем толстой кистью, второстепенные — более тонкой. Уточняем силуэт лица и выделяем отдельные волоски. Пишем их немного хаотично, чтобы показать как ветер развевает волосы. 
Если у вас есть пульверизатор и спирт, побрызгайте им на волосы и получите интересную фактуру.
Глаза — главный акцент нашей работы, поэтому на них не прописываем пряди волос.
Ещё сильнее уводим в тень левую часть лица и уплотняем линию рта.

Затем с помощью флейца и чистой воды промываем область шеи, чтобы уменьшить количество чёрной краски (в том случае, если вы, как и Дарья, закрасили её). 
Смешиваем белила с железоокисной красной и пишем шею и ключицы. 
Местами добавляем больше белил, а где-то наоборот — железоокисной красной. Для создания естественного эффекта, добавляем отдельные волоски, падающие на шею и ключицы. Но сначала надо подождать, пока краска подсохнет, чтобы линии получились чёткими и графичными. 
Уплотняем фон по углам работы, а затем с помощью белил делаем блики на радужке и белках глаз. Если у вас нет белил, воспользуйтесь белой гелевой ручкой.

Акварельный портрет незнакомки готов! Ниже представлено подробное видео, где можно проследить за каждый действием Дарьи. Надеемся, что вы получили большое удовольствие от этой работы!

Желаем творческих успехов!

Вы можете зарегистрироваться в нашей бесплатной школе и получить доступ к большому числу бесплатных уроков!