Материалы Шаг 1. Набросок Шаг 2. Имприматура дальнего плана Шаг 3. Белые стволы Шаг 4. Рисунок коры Шаг 5. Детали Шаг 6. Снег
Отправимся на пленэр не выходя из дома! На новом бесплатном уроке Екатерины Бердюгиной вы нарисуете березу, да не одну, а целую рощу в зимнее время. Вы сможете детально поработать над передним планом, изучив и передав рисунок коры, и обобщить дальний план, создавая легкую дымку в ритме черно-белых стволов. Мастер поможет вам освоить некоторые тонкости работы с масляными красками и лаком-разбавителем. Это важные навыки как для начинающих художников, так и для тех, кто уже знаком с материалом.
Материалы
холст на подрамнике, ориентированный вертикально (у мастера – 40*25 см)
льняное масло + даммарный лак (если нет лака, можно взять пинен или уайт-спирит)
плоские кисти
мастихин (если есть)
Шаг 1. Набросок
Наливаем два разбавителя в разные масленки. Начинаем наносить рисунок на льняном масле. Обозначьте очертания стволов, компонуя их так, чтобы внизу формата не оставалось большого пространства и при этом березы не оказались стоящими на краю холста. По мере удаления от зрителя деревья должны уменьшаться, в соответствии с перспективой. Работая с композицией, наметьте только березы на переднем плане и те, что находятся чуть дальше – не погружайтесь в детали фона, состоящего из остальных деревьев.
Шаг 2. Имприматура дальнего плана
Плоской синтетикой, используя лак, достаточно жидко замешиваем оттенок из охры и умбры. Это будет красивая имприматура, которую мы заложим между стволами центральных берез, там, где будут более мелкие очертания деревьев. Перед нами стоит задача добиться светлоты тона не за счет белил, а за счет жидкого нанесения цвета. Низ этого фона чуть покроем черным, более плотно, и лишь затем поэтапно введем белила, создавая марево на дальнем плане.
Шаг 3. Белые стволы
Черным, можно с добавлением умбры, делая цвет более сложным, наметим «основание леса» – стволы на дальнем плане в нижней их части. Далее белилами и охрой светлой пишем сами стволы берез. Пусть они будут не чисто белыми, отличаясь от снега. Таким образом вы сможете показать разнообразие белого в одной работе, создавая интересные ритмы. Касания стволов к фону должны быть мягкими, как будто в дымке. Белилами с небольшим добавлением ультрамарина покройте область снега под деревьями. Кладите краску в полужидком состоянии, передавая атмосферу марева, особенно на дальнем плане.
Шаг 4. Рисунок коры
Рисуя черные пятна на стволах, не пытайтесь сделать их одинаковыми горизонтальными полосами. Они достаточно хаотичной формы, которую лучше передать ребром плоской кисти. Внизу это более цельные, большие пятна, а выше – с рваными краями, самой разной формы и разного тона. Сразу начинаем рисовать ветви той же плоской кистью. Можно добавить охры, оттеняя черные пятна берез. Старайтесь интересно разыграть текстуры, расставить акценты. Например, две передние березы могут быть детализированы максимально, а другие – гораздо менее проработаны. Так ваша работа будет дольше удерживать взгляд зрителя, ее захочется рассматривать.
Шаг 5. Детали
Тонкой и почти сухой кистью прорисуйте мелкие пятна на стволах берез. Старайтесь делать поэтапные обобщения, иногда меняя тонкую кисть на большую плоскую и добавляя детали более цельно, не мельча. Это поможет придать работе больше художественной выразительности. Второстепенные по значимости ветки рисуйте не черным, а умброй или даже белым, давая только намеки на них. Жидкой охрой, ее золотистым оттенком, можно показать жухлую листву на деревьях. Это можно делать на масле, без белил, чтобы получить полупрозрачные листья. Постепенно формируется вибрация цветов внутри пятна леса. Постарайтесь сохранить декоративность, яркость переднего плана и более цельное решение дальнего. Если чувствуете, что где-то дальний план получился слишком дробным, его можно пригасить: вотрите в лишние черные места немного белого.
Шаг 6. Снег
Вводим более плотные слои белого на снегу. Края мазков могут быть рваными, сливаясь с белым холстом. Уделите больше внимания основаниям деревьев, проработав касания снега к коре. Стволы должны заканчиваться не простыми ровными границами, а разнообразно, повторяя формы сугробов и налипших на кору комьев. Густыми и полусухими мазками вносим фактуру снега, а тонкой кистью – отдельные ветви у корней и те, что лежат на снегу.
Этот урок поможет вам лучше освоить технику написания пейзажей маслом и не просто нарисовать березу, а передать многообразие оттенков белого в зимней березовой роще.
Вы можете зарегистрироваться в нашей бесплатной школе и получить доступ к большому числу бесплатных уроков!