Содержание
Материалы
Шаг 1. Компоновка
Шаг 2. Проработка формы
Шаг 3. Распределение основного тона
Шаг 4. Набирание тона
Шаг 5. Шнурки
Шаг 6. Работа ретушным карандашом
Шаг 7. Шнуровка
Шаг 8. Ботинок на переднем плане
Шаг 9. Ботинок на дальнем плане
На бесплатном уроке Романа Круглова вы сможете нарисовать ботинки, по мотивам картин великого мастера Винсента Ван Гога. Как известно, старые, поношенные башмаки, купленные художником на блошином рынке, стали сюжетом для целых шести его полотен. Впрочем, этот сюжет подходит и для начинающих художников, пробующих свои силы в графике. Именно в этой технике, используя лишь угольный и ретушный карандаши, а также ластик с добавлением стекла, можно изобразить старые мужские ботинки и в полной мере передать их объем и фактурность.
Вам потребуется:
· бумага формата А4, тонированная или цветная, например серая или коричневая для пастели, без ярко выраженной фактуры
· уголь рисовальный в карандаше
· ретушный карандаш (с воском в составе)
· растушевки
· жесткий ластик, формопласт или клячка
Шаг 1. Компоновка
Угольным карандашом рисуем ботинки в формате. Следим, чтобы композиционная группа не была смещена вверх или вниз, а располагалась по центру. Крупными линиями определяем основные направления движения формы. Ботинок, развернутый носом на зрителя, лучше строить от плоскости подошвы, уходящей вдаль в перспективе. Работаем по силуэту, следим за изменениями направлений. Не бойтесь «рубить форму» и не старайтесь заглаживать ее, прорисовывая детали и смягчая линии.
Определяем толщину подошвы, высоту носка. Карандаш должен быть заточен достаточно сильно, чтобы без лишнего нажима получать бархатистую и активную линию.
Шаг 2. Проработка формы
После того, как намечен силуэт, можно идти на уточнение формы. Разбираем более подробно плоскости, точнее прослеживаем оси симметрии, которые будут идти под наклоном, указывая, что одна часть ботинка находится ниже другой.
Начинаем работать внутри силуэта, разбирая детали обуви. Важно, чтобы массы обоих ботинок были одинаковыми по размеру. Изучите, как одна часть формы вставляется в другую, какова их толщина. Обозначаем линии переломов, волны на язычках.
Лишний тон и линии можно легко убрать несколькими касаниями формопласта.
Шаг 3. Распределение основного тона
На дальнейших этапах можно подключать к работе тон. Заложим глубокие тени с помощью угольного карандаша, а растушевкой распределим тон. Наметим падающую тень от ботинка на переднем плане – под подошвой активную, а затем смягченную за счет тональной растяжки.
Растушевка приобрела некоторый пигмент, и ей можно работать в местах среднего тона на ботинках без самого угля. Добирать пигмент можно, заходя в области тени.
Аналогичным образом проработаем ботинок на дальнем плане. Растушевка должна ложиться на лист почти плашмя, равномерно отдавая пигмент и заливая средний тон.
Шаг 4. Набирание тона
После того, как проложены тени и общий тон, уточняем, лепим форму, определяя различные тональности, сравнивая их между собой. С помощью растушевки распределяем тон равномерно.
Работайте над двумя ботинками параллельно, постоянно сверяя насыщенность тона. Однако передний ботинок будет проработан чуть больше, становясь композиционным центром.
Усиливайте тон поэтапно, постепенно набирая его в разных областях и стараясь не перечернить работу.
Шаг 5. Шнурки
Наметьте линии шнурков, ища интересную форму. Определите их толщину, распределите свет и тень. Также наметьте отверстия под шнурки на коже ботинок.
Чтобы не смазать работу, приучайте себя опирать руку на отставленный мизинец.
Шаг 6. Работа ретушным карандашом
Возьмите ретушный карандаш и проработайте форму им. Он помогает лучше разобрать полутона с помощью разного нажима. Помните, что поверх воскового карандаша положить сухой уголь уже будет нельзя.
Кладем штрихи по форме носка, его закругления, усиливаем тени на мыске. Толщину подошвы можно изобразить хаотичной решеткой, создавая самобытную фактуру. Проработанная фактура в областях света или в полутонах всегда придает рисунку выразительности, «цепляет» взгляд зрителя.
Ретушным карандашом работаем аналогичным образом: уточняем тональные соотношения, добавляем детали, включаем активную штриховку в области тени.
Шаг 7. Шнуровка
Прорабатывая шнуровку, внимательно изучите референс, то, как шнурки расположены. Это должны быть не хаотичные крестики, а именно завязанные определенным образом шнурки.
Имитируйте фактуру с помощью мелких штрихов на большом расстоянии друг от друга. Достаточно нарисовать нижнюю линию шнурка, а верхнюю передать подобными редкими штрихами, так как она находится на свету.
Шаг 8. Ботинок на переднем плане
Уплотняем тональность в верхней части ботинка слева. Работаем с тоном и силуэтом параллельно, оттачивая и доводя рисунок до равномерного уровня. Уточняем контур язычка, делая тональный акцент на более близких к зрителю участках. Жестким ластиком можно выбирать светлые места на толще кожи ботинка.
Окончательно проработав ботинок на переднем плане, можно будет дорабатывать второй башмак, руководствуясь принципом соподчинения и постоянно сравнивая их тональность. Также помните, что свет и тень должны присутствовать на каждом элементе рисунка, будь то большой и заметный носок или же тонкий шнурок.
Шаг 9. Ботинок на дальнем плане
Обратите внимание на складки: наибольший акцент придется на границу собственной тени на них. Падающая же тень от ботинка будет самой активной под подошвой. Штриховкой формируем форму округлого носа, уплотняем тон на голенище. Уточните форму и изгибы шнурков, придайте им фактурности.
Не забывайте сравнивать интенсивность тона дальнего ботинка с передним, сохраняя его второстепенность, но обеспечивая достаточную проработанность. Сделайте светлые акценты ластиком на краях ботинка, возле отверстий под шнурки, на толще подошвы. Ластиком же можно придать фактуру потертостей на носке переднего ботинка.
В завершение проследите контурные линии рисунка: они не должны быть одинаковыми, а силуэт не должен получиться «проволочным», слишком выделенным. Где-то контуры могут смягчаться, высветляться и даже растворяться в фоне, а где-то – становиться активнее и ярче. Контурная линия станет сильнее и в месте соприкосновения ботинок на рисунке, чтобы они отделились друг от друга.
Урок помогает не только нарисовать ботинки в реалистичной манере, но и понять, какие богатые возможности таит в себе рисовальный уголь как в сухом, так и в восковом исполнении. Желаем вам творческих успехов в освоении этих графических средств!
Вы можете зарегистрироваться в нашей бесплатной школе и получить доступ к большому числу бесплатных уроков!