Содержание
Что получится в результатеМатериалы
Шаг 1. Компоновка
Шаг 2. Раскрытие зелени
Шаг 3. Раскрытие сиреневых цветов
Шаг 4. Раскрытие белых цветов
Шаг 5. Фон
Шаг 6. Оттенки в цветах
Шаг 7. Свет и тень на листьях
Шаг 8. Плоскость стола
Шаг 9. Ваза
Шаг 10. Детали
Натюрморты никогда не теряют своей романтичности и привлекательности для начинающих и продолжающих художников. Нежные или яркие, воздушные или очень насыщенные, самые разные композиции из цветов, фруктов и других предметов создают особое настроение и при этом помогают тренировать навыки в рисовании.
По мастер-классу Екатерины Бердюгиной мы нарисуем сирень – это будет небольшой, совсем не сложный натюрморт маслом, написанный с помощью мастихина. Вам предстоит грамотно скомпоновать массу букета в формате, правильно взять колорит этой холодной по оттенках работы. На уроке активно поработаем с фактурами для передачи объема пучков сирени и с касаниями в натюрморте.
Что получится в результате:
Вам понадобятся:
· холст горизонтального или квадратного формата· масляные краски:
- белила титановые
- охра светлая
- краплак красный
- ультрамарин фиолетовый или другой фиолетовый оттенок (также можно замешать его из краплака и синего)
- лимонный желтый
- кадмий желтый светлый или темный
- умбра натуральная
- изумрудный зеленый
- ультрамарин синий светлый или темный
- сажа газовая/кость жженая/марс черный
· палитра
· масленка
· ветошь
· льняное масло или пинен
· круглая кисть для наброска
· мастихины двух разных размеров
Шаг 1. Компоновка
Круглой средней кистью, взяв немного охры и разбавителя, начинаем компоновать основную массу изображения на холсте. На референсе видно, что ваза с цветами немного сдвинута от центра вправо – повторите этот нюанс, чтобы сделать композицию интереснее. С левой стороны группу уравновесит отдельно лежащая ветка.В этом букете сирени не стоит прописывать каждый цветок – лучше формировать объем каждой грозди и создавать общее ощущение сирени, ее настроение и характер. Работа мастихином избавит вас от подробной проработки деталей.
Компонуйте изображение так, чтобы контуры объектов не упирались в края формата. Наметьте листья, вазу, плоскость стола, которая должна быть параллельной линии края холста.
Шаг 2. Раскрытие зелени
Выдавим на палитру краски в достаточно большом количестве, так как предстоит работать мастихином.Начнем с зелени. Замешаем изумрудный и желтые краски, добавим чуть синего и мелким мастихином попробуем этот оттенок на холсте. Пока можно раскрыть листья одним этим цветом и лишь потом ввести другие оттенки для больше живописности.
Сохраняйте силуэты белых и лиловых гроздей сирени. Поворачивайте мастихин относительно холста в зависимости от того, какое по форме пятно вам нужно положить. Постарайтесь не переборщить на этом этапе, оставив достаточно места для цветов.
Добавьте в замес чуть больше синего и разнообразьте зелень этим холодным тоном. Лежащую ветку, наоборот, можно написать более теплым желтоватым оттенком.
Шаг 3. Раскрытие сиреневых цветов
Переходим к написанию самого букета. Здесь сложность заключается в том, что сейчас придется писать белое на белом, поэтому следует изменить оттенок и работать чуть измененным цветом. В дальнейшем мы напишем чисто белые цветки отдельно.Возьмем белила и синий, добавим немного краплака и поработаем более светлым оттенком, сразу стараясь передать текстуру сирени – накладывая материал неравномерно. Введите больше краплака и синего и уплотните отдельные участки соцветий, там, где падает тень. Делайте это деликатно, не создавая излишнего контраста, но и не списывая касания с предыдущим, более светлым слоем, чтобы оставалась разница оттенков.
Напоследок добавьте более светлых, голубых вкраплений, работая самым кончиком мастихина. Они внесут еще больше живописности в вашу картину.
Шаг 4. Раскрытие белых цветов
Добавьте в белила совсем немного охры, чтобы цвет стал чуть теплее. Для начала положим материал плоскими мазками в тех местах, где есть белые грозди. Кое-где краска начнет немного смешиваться с рядом лежащей лиловой массой.Добавляем немного лимонного желтого, варьируя оттенки белого в работе. В середины гроздей кое-где можно ввести небольшое количество зеленого, вмешав его в основной цвет.
Шаг 5. Фон
На время оставим букет и заложим фон. Возьмем чистый фиолетовый и проверим его на холсте: слишком открытый, он смотрится просто, поэтому добавим больше синего и краплака.Наша задача – заложить интересный, сложный, неоднозначный фон, меняя его оттенки: красноватый, более лиловый или синий. В некоторые места, где он очень плотный, темный, можно добавлять чуть черного. Сам фон стоит решать площе, чем букет. Аккуратно подходим к цветам, обходя их контуры. Оставляйте в отдельных местах неровные касания цветов к фону и даже не заполненные краской белые участки холста. Касаясь фоном белых пучков, старайтесь сохранить их светоносными.
Шаг 6. Оттенки в цветах
Чистыми белилами начинаем деликатно формировать текстуру на белых ветках. Так появится дополнительный контраст. Добавьте в белила чуть желтого и внесите больше теплых оттенков. Замешав фиолетовый с белилами, более плотным оттенком добавим акцентов на сиреневых кистях. С помощью краплака можно внести красноватых оттенков.Этим же лиловым цветом поставим пару мазков на поверхности вазы; пока закроем ее плоским цветом.
Шаг 7. Свет и тень на листьях
Замешаем изумрудный, ультрамарин и белила для более светлого оттенка зелени. Холодным изумрудным цветом входим в листья, сохраняя предыдущие цвета. Этим оттенком напишем свет на зелени, моделируя его пятна. Также можно вернуться и к более теплому оттенку, добавив в него совсем немного умбры или черного, и прописать тени на листьях. Это поможет внести контрасты рядом со светлыми гроздьями сирени.Зеленым можно войти и в белила внутри самих цветов, подчеркивая их текстуру.
Шаг 8. Плоскость стола
С помощью охры и умбры введем темные оттенки на столе, а затем поэтапно начнем добавлять белила, в том числе из других замесов, с синими и фиолетовыми тонами. Тон стола должен получиться холодным, не открыто-охристым. Поворачивайте мастихин в разных плоскостях, но не берите кисть – они слишком сильно различаются по текстуре. Аккуратно обойдите лежащую ветку.Добавляйте в цвета стола оттенки фона. Где-то даже можно более нарочито, но очень деликатно войти этими холодными тонами в плоскость стола, вертикально списав их с фоном. Такое решение поддержит цветовое решение самого букета.
Шаг 9. Ваза
Насыщенным фиолетовым вотрем мазки в поверхность стеклянной вазы. Сюда же вводим зеленоватые оттенки, намекающие на разнообразные рефлексы и отражения в стекле. Через фиолетовый, синий и черный пишем основание вазы. Силуэт может так же расплываться в фоне, как у стола.Охрой, умброй и белилами, работая плоской стороной мастихина, рисуем ветки в вазе. Стол под ней немного высветляем. Возьмите белила, немного синего и очень светлым голубым оттенком очень деликатно введите блики в стеклянную поверхность вазы.
Сине-зеленым цветом покажем падающую тень под цветами впереди. А с помощью фиолетового и черного контрастнее подойдем в фоне к вазе. Обобщите вертикальными мазками стеклянную поверхность, чуть смешав краски.
Шаг 10. Детали
Введем холодных тонов в листья, лежащие на столе. Можно показать легкие тени на них. А белилами обозначим отдельные цветки, рассыпанные на столе. Работайте самым кончиком мастихина. Кладите цветки не на одинаковом расстоянии.Напоследок, снова взяв белила, можно ввести дополнительную текстуру в букет, а темным оттенком показать легкую тень от вазы.
Если вам хочется не только нарисовать сирень, но и попробовать свои силы в создании самых разных натюрмортов с цветами, откройте для себя полноценный курс по масляной живописи «Цветочные этюды мастихином. Масло». В отличие от бесплатных уроков в сети, носящих ознакомительный характер, это глубокая, продуманная программа с серией видео, где опытный педагог делится фундаментальными знаниями и авторскими наработками в своем деле.