Встречаем новый год с Художник Онлайн (два курса по цене одного, скидки и бонусы)
Акварель
Рисунок
Графика
Скетчинг
Иллюстрация
Масло
Акрил
Пастель
Гуашь
Анатомия
Digital
Для детей
Общие курсы
Теория
История искусств
Академия
Абитуриентам
Нейрографика
Блог про рисование от Художник Online

Как научиться рисовать людей

Уроки рисования

Содержание

Мужская фигура с опорой на две ноги

Фигура девушки с опорой на одну ногу (контрпост)

Группа фигур


Рисовать людей очень увлекательно, хоть и непросто. Важно иметь базовое понимание анатомии фигуры человека, уметь передать пластику, положение тела в пространстве, точно соблюсти пропорции и наделить персонаж объемом и характером. Для начинающих будут полезны уроки от опытных преподавателей, которые расскажут, чему уделить внимание в первую очередь.

На этом уроке вам предстоит выполнить три быстрых наброска фигур людей. Вы узнаете основные приемы создания набросков – это линия, пятно, силуэт. Поговорим о пропорциях и о том, как добиться выразительности и пластики в наброске, если времени на проработку фигуры выделено совсем немного.

В работе нам понадобятся плотная бумага (подойдет ватман Госзнак), мягкие карандаши (вплоть до 6В), резак и формопласт или клячка – именно он лучше всего удаляет карандаш без грязи и следов.

Мужская фигура с опорой на две ноги

Возьмите не слишком мягкий карандаш и закомпонуйте общую массу фигуры в вертикальном формате. Ноги не должны стоять на краю листа, а голова не должна упираться в верх формата.

Проводим осевую линию фигуры в полный рост. Определяя размер головы, замерьте на референсе, сколько раз она помещается в длине всей вертикали фигуры – получилось примерно 7,5 раз. После этого намечаем положение и ширину плеч, также опираясь на референс или визуально. Ширина одного плеча обычно равна высоте головы.

Намечаем середину фигуры и строим нижнюю часть. Отмечаем ширину ног и рук. Определяя длину рук, помните, что даже в чуть согнутом положении они должны доходить до середины бедра. Делим нижнюю часть фигуры пополам, найдя таким образом местоположение колен.

В наброске мы будем в меньшей степени затрагивать анатомию фигуры, а скорее двигаться «по поверхности», улавливая пластику и характер персонажа. Подробнее рисуем рубашку, передавая складки одежды на человеке.

Пробуйте рисовать людей широкими движениями, держа карандаш не как ручку на письме, а дальше от кончика и ближе к положению плашмя. Так вам будет проще не срисовывать края фигуры, а действовать более смело и свободно.

Постарайтесь передать интересную драпировку складок брюк на модели, не отрывая карандаш от бумаги. Так у вас получатся более плавные и естественные линии. В этой фигуре наиболее важно уловить некоторую мешковатость одежды, которая явно велика нашему персонажу. В целом вся фигура немного прогнута назад, и в положении ног эта позиция видна лучше всего.

Стопы можно наметить просто пятном или силуэтом, но не слишком маленькими – сравните их по размеру с руками.

Намечаем части лица минимально, поэтапно рисуя основные моменты, которые помогут передать характер модели. В данном случае это приспущенные веки, значит, покажем их с помощью теней в глазницах. Нос также показываем тенью, а также передаем бороду, залысину и немного торчащие в стороны уши. Тут пробуйте рисовать разными способами, применяя штриховку и передавая фактуру волос на лице.

Все части фигуры разного тона: брюки и портфель самые темные, рубашка – самая светлая, а лицо и руки чуть плотнее ее по тону. Определяем тени на лице, пластику ушей. Проходимся плотным тоном по брюкам, ремню, портфелю и обуви. Работаем плоской стороной карандаша, работая живо, свободно и где-то даже чуть небрежно.

Фигура девушки с опорой на одну ногу (контрпост)

В этом наброске очень важно передать выразительную пластику фигуры. Поэтому с самого начала фигура компонуется несколько по-другому, чем в первом случае, когда мы строили форму по пропорциям. Здесь же мы несколькими плавными линиями пытаемся уловить движения в теле, и затем разбиваем высоту фигуры на части. Голова войдет в эту высоту 6,5-7 раз.

В положении контрпост одно колено идет ниже и вперед, как и одна сторона таза, а плечи, наоборот, расправляются назад. Задайте эти развороты с помощью вспомогательных перпендикуляров – у колен и у таза они будут идти в одном направлении, а у плеч совсем по-другому. Важный момент – в положении контрпост пятка опорной ноги приходится строго под головой, т.е. они находятся в вертикальной осевой линии фигуры.

Уточняя силуэт, ведите непрерывную линию и копируйте детали. Не углубляйтесь в построение, а старайтесь поймать характер и фактуру модели. Важно передать и крупность, и пластичность персонажа. Кисти рук можно нарисовать схематично.
Облегчите линии и снимите лишний тон формопластом.

Самым мягким карандашом закрашиваем темные участки: волосы, юбку, ноги. Слишком плотно класть тон не надо, оставляя характер наброска. Оттеняем щеку и нос схематично, не погружаясь в детали лица.

Заполняем средним тоном пальто. Выделяем линией поверх складки на рукавах, лацканы. Руки заполняем легким полутоном, а пальцы не вырисовываем, лишь обозначая их намеками.

Уточняем силуэт ног и плоской штриховкой закрываем их площадь. Выделяем туфли плотнее. Рисуя цветы, можно додумать линии или нарисовать их совсем схематично.

Группа фигур

При рисовании нескольких персонажей в одном формате важно также передавать массы, а не погружаться в детали. Кроме того, в данном случае у нас сидящая фигура, что может вызвать сложности в рисовании сложенных ног и их соотношении к высоте верхней части тела.

Формат бумаги должен быть чуть шире, чем в примерах выше. Компонуем силуэт всей группы в формате, не сдвигая ее к краям. Отмечаем высоту головы, скамейку, силуэт таза, колени. Сравнивайте все части по референсу: отмечайте, сколько раз голова входит в фигуру до таза – здесь получается 3-3,5 раза.

Для этого референса характерно, что голова чуть крупнее обычного, что часто наблюдается у пожилых людей.


Определяем, насколько низко сгибается рука относительно головы. Уловите толщину рук, местоположение груди, степень, насколько раздвинуты ноги. Важно передать натяжение платья на коленях, изучая поведение складок одежды.

Берем в пропорции фигуру собаки, замечая, где относительно женщины она расположена. Передайте морду чуть шаржированно, гротескно, что всегда удачно смотрится в изображении животного.


Тональный разбор начнем с лица. Оно находится в легком полутоне – закрываем плоским штрихом всю плоскость и намечаем темными пятнами глазницы, нос, ноздрю, намечаем движение надбровных дуг и рот с носогубными складками. Чуть темнее выделим переход в нижнюю челюсть, подбородок и шею.

Тонируем правую руку, выделяя один палец, а остальные намечаем схематично. На ногах выделяем тоном колени. На платье можно показать полоски достаточно декоративно, игнорируя объем, но уделив внимание внешнему виду. Не забывайте о складках на одежде, так как они помогают передать пластику фигуры.

Тонируем средним тоном скамейку, обозначаем землю под ногами. У собаки выделяем самые темные участки, остальное также заполняем средним тоном. Штрих можно «закудрявить», обозначая фактуру волнистой шерсти.

Рисуйте людей чаще, по бесплатным урокам и самостоятельно, с натуры или референсов, и ваши наброски будут получаться все лучше, точнее и выразительнее!

Вы можете пройти наши онлайн курсы по данной теме:

Мини-курс «Зарисовки людей акварелью»

Мини-курс «Этюды людей пастелью»

Мини-курс «Этюды людей маслом»


Вот еще несколько видео от наших преподавателей, в которых рисуют людей



Вы можете зарегистрироваться в нашей бесплатной школе и получить доступ к большому числу бесплатных уроков!