Один из самых сложных для начинающих художников моментов в рисовании портретов – это нос. Его многосоставная и очень разнообразная форма нередко вызывает трудности, особенно если портретируемый человек располагается к нам под углом в три четверти и тем более в анфас. Однако нет ничего невозможного – тренируйте свои навыки, а перед этим запаситесь важными теоретическими знаниями.
Чтобы нарисовать нос, важно понимать его анатомическое строение и всегда учитывать эти знания в своем рисунке. Эти основы содержит бесплатный урок Романа Круглова, по которому удобно начинать учиться рисовать лицо правильно, передавая все его пластические особенности и характер.
В геометрическом представлении нос имеет форму трехсторонней пирамиды. В строении носа различают:
- верхнюю часть – корень носа, расположенный между глазницами и отделяющийся ото лба выемкой различной глубины, называемой переносьем,
- нижнюю часть – закругленный кончик носа,
- две боковые плоскости носа, заканчивающиеся крыльями носа.
Если посмотреть на нос в ракурсе три четверти, то мы действительно увидим пирамиду, одна из трех плоскостей которой скрыта за другими. Нос можно изобразить схематично, и это будет совокупность нескольких плоскостей: фронтальная, боковая, переносье и кончик носа. По переносью, фронтальной плоскости и кончику проходит условная средняя линия:
В тональном решении это очень важно, так как понимание конструкции носа дает понимание самой формы и говорит о том, что эти плоскости всегда будут освещены по-разному. Как правило, акцент делается на кончике носа как самой выступающей части и на кости носа (вернее, границе с костной основой). Она находится в верхней части фронтальной плоскости носа, а затем переходит в хрящи.
Форма носа у людей совершенно различна, и чтобы понять, как ее трактовать в рисунке с натуры, рекомендуем сразу изучить профиль человека. После такого осмотра становится совершенно ясно, как идет траектория носовой кости, какой характер она имеет, насколько сильно, например, выдается вперед кончик носа и т.д. В зависимости от этих особенностей и стоит выстраивать конструктивное и тональное решения.
Если мы посмотрим на нос в анфас, то увидим все три плоскости «пирамиды». Они должны всегда отличаться по тону, поскольку лежат под разным углом к источнику света. Также всегда стоит различать тона переносья и носовой кости, так как они расположены под разным наклоном.
Давайте еще раз рассмотрим схему носа при его расположении в три четверти. Таким образом мы лучше поймем его форму. Направление носовой кости, которая сильно вариативна у разных людей, может практически повторять траекторию лба (что, опять же, лучше всего заметно в профиль, но должно отражаться и в других ракурсах), может лежать практически горизонтально или, наоборот, быть вдавленной в форму. Сама фронтальная плоскость носа, кроме плоскости кости, имеет среднюю плоскость и нижнюю, которая уходит в глубину.
С правой и с левой стороны находятся крылья носа, которые также имеют важное пластическое значение в рисунке. Крыло образовано двумя хрящами, большим и малым.
Важно следить за тем, чтобы все оси шли параллельно друг другу, т.е. все площадки носа лежали бы на параллельных прямых.
При разборе носа в портрете обращайте внимание на границу тени, которая выявляет форму, особенно на кончике носа. Это важно потому, что вверху мы лучше можем определить, какая площадка освещена, а какая находится в тени, а на кончике важно тщательно определять границу собственной тени носа.
Часто начинающие художники допускают ошибку, делая акцент на самой нижней точке кончика носа. Его необходимо ставить на стыке двух плоскостей – фронтальной и нижней. Далее нижняя плоскость уходит в глубину, поэтому тон ослабевает. Затем граница тени проходит по большому крыльному хрящу, переходит на малый, у которого тоже есть свои фронтальная и боковая плоскости. В зависимости от освещения в тени окажется та или иная плоскость, т.е. свет точно будет распределен неравномерно.
Также необходимо внимательно смотреть, какой характер имеет форма ноздри. Это еще один важный пластический элемент, который определяет характер портретируемого.
Если мы рисуем нос в три четверти, то всегда определяем и выделяем его ближайшую к нам точку. Парные элементы мы обозначаем, но не делаем их одинаковыми по акцентам. Ноздря может быть достаточно темной, так как туда не попадает свет. Наблюдайте, как она формируется, как заходит крыло носа, создавая толщину.
Возле носа всегда есть падающая тень – не черните ее, а делайте активной только вначале. Далее она ослабевает. Помните, что падающая от носа тень своей формой показывает направление круговой мышцы рта.
Разобрав тени, определяем полутона. Всегда обозначаем разницу носовой кости и переносья, так как они лежат на разных плоскостях. Внутренний край глазницы достаточно темный, и там также лежит тень. Отдельные участки фронтальной плоскости носа лежат под разным углом, поэтому освещены неравномерно, а значит, на всем протяжении носа необходимо показывать тональную растяжку. Как правило, блик возникает на стыке двух плоскостей – на кончике носа, так как эта часть выходит ближе всего к зрителю. Блик выделяем ластиком, а карандашом подчеркиваем его границы, делая блик более читаемым.
Итак, для того чтобы правильно нарисовать нос, важно выполнить самое главное:
- вытянуть кончик носа вперед, поскольку этот участок максимально выходит вперед и представляет пластический интерес,
- изучить профиль, определив траекторию носовой кости и хрящей, их угол относительно кости,
- сделать тональный разбор всех многочисленных плоскостей носа, поэтапно создавая правильный объем этой формы.
Вы можете пройти наши онлайн курсы по данной теме:
Онлайн-курс «Я-Художник 4.0»
Онлайн-курс «Портреты в графике»
Вот еще несколько видео от наших преподавателей, в которых рисуют нос человекаВы можете зарегистрироваться в нашей бесплатной школе и получить доступ к большому числу бесплатных уроков!